Admin Control Panel 

  ЗаписиСторінкиНалаштуванняДизайнHTMLКоментаріAdSenseСтатистикаЕфективністьGoogle АналітикаВихід 
Drop Down MenusCSS Drop Down MenuPure CSS Dropdown Menu

вівторок, 11 серпня 2020 р.

Бахмутские солепромышленники на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде 1896 г.

Павильон Донецких угле- и солепромышленников
XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка была профинансирована императором Николаем II и проходила с 28 мая (9 июня) по 1 (13) октября 1896 года в Нижнем Новгороде, в районе Кунавино. Для детального осмотра выставки общей площадью более 80 гектаров требовалось не менее недели. Количество посетителей составило примерно один миллион человек. Выставка 1896 года в Нижнем Новгороде стала крупнейшей дореволюционной выставкой в Российской империи. Одновременно там же был проведен Всероссийский промышленный съезд. На выставке были продемонстрированы лучшие достижения начавшегося промышленного подъема.


Коллективный павильон Донецких горнопромышленников был представлен в виде склона горы, с естественным обнажением составляющих ее пластов (песчаники, известняки, глинистые сланцы и каменные угли). В эту гору врезывалась небольшая разведочная штольня, пересекающая пласт каменного угля, немного выше горизонта угля. Ниже, по падению, пласт пересекался капитальной штольней, устье которой было закреплено каменной аркой, над которой был помещен рельефный щит с эмблемой горного дела (кирка и молоток), поддерживаемой гномами.

Главная эмблема Горного журнала, издаваемого Горным ученым комитетом
За аркой продолжение штольни закреплено деревянными дверными окладами вплоть до забоя, в котором были наглядно показаны приемы прохождения и закрепления откаточных штреков. В штольне имелось два разветвления: одно к вертикальной шахте, другое в зал павильона. Наверху находилось надшахтное здание с шахтным станком (копром), сделанным из железных швеллеров, со шкивами саженного диаметра. В надшахтном здании располагалась подъемная машина, приводимая в действие электричеством, а также подъемные железные клети, вагончики, опрокидыватели разных систем, парашюты при клетях, перфораторы для ручного выбуривания шпуров, простые и предохранительные рудничные лампы, кайлы, буры, молотки и другие рудничные инструменты. Также была представлена схематическая карта вывоза Донецкого угля.

«Голландское общество для эксплуатации каменной соли в России» представило на выставке образцы каменной соли в крупных кусках и молотой, и изделия из нее (стол, кронштейны, вазы, колонны, шары и прочее), а также разрез шахты с обозначением толщины пересеченных пород, чертежи машин и фотоснимки. Помимо Голландского общества, на выставке присутствовали и другие крупные солепромышленники Донецкого бассейна. Так, Бахмутский солеваренный завод А.Е. Скараманга, помимо видов соли, изделий из нее и фотоснимков, представил бутылки рассола (маточного и полуобработанного). Общество для разработки каменной соли и угля на Юге России (владевшее Брянцевской и Харламовской копями) демонстрировало два огромных кристалла весом 35 и 85 пудов сероватой и кристаллической непрозрачной соли. А также образцы раздробленной и молотой соли и изделия: мелкие вещицы (из прозрачной каменной соли) и большие колонны с вазами и шарами (из сероватой). Планы подземных разработок, чертежи и фотоснимки, подземные и поверхностные, дополняли экспозицию этого Общества. Общество Славянских солезаводчиков выставило образцы выварочной поваренной соли, модель солеваренного завода и фотоснимки видов Славянских соляных озер, положивших начало Славянскому соляному промыслу.

Продукция «Высочайше утвержденного голландского общества, рудника «Петр Великий», cт. Ступки» на выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. На обороте — надпись на голландском языке «Изделия из каменной соли сделаны обычными рабочими».
Архив Баренда Йоханнеса Паардекоопера.
План Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде
Перспективный вид XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде с птичьего полета. Литография с акварели академика живописи Л.Я. Урлауба
Глава из книги Stoupky. Четвертое измерение. Издание второе, исправленное и дополненное. — Краматорск: «Печатный дом», 2018. – С. 126-130.