Учебник маркшейдерского искусства. Вып.2. — Харьков: типо-литография В.-Р.С.У.В.О. им. Фрунзе, 1923. – 146 с. – (Издание Культотдела Донецкого Губотдела Всероссийского Союза Горнорабочих).
«Еще в дореволюционное время сильно ощущался недостаток в хороших учебниках по геодезии, а по маркшейдерскому искусству их совсем не было. С развитием сети школ по профтехническому образованию этот недостаток стал чувствоваться особенно остро. Лица, преподающие эти предметы, делали попытки самостоятельно выйти из тяжелого положения, но это приводило только к разрозненным трудам весьма конспективного характера.
Наиболее широко подошел к этому вопросу преподаватель Горловского Техникума тов. И. Невзоров, обладающий большим маркшейдерским стажем. Им составлен был, применительно к требованиям профшкол, курс геодезии и маркшейдерского искусства — «Практические задачи по маркшейдерскому искусству». Этот труд тов. Невзорова и послужил поводом к изданию Культотделом Донецкого Губотдела Всероссийского Союза Горнорабочих двух выпусков учебника: выпуск 1-й — Учебник низшей геодезии и выпуск ІІ-й — Учебник маркшейдерского искусства.
При этом теоретическая часть учебников широко пополнена примерами из горной практики тов. Невзорова». Благодаря чему мы имеем возможность ознакомиться с горными планами некоторых рудников Центрального района Донбасса.
|
Выработки на пласте Куцый. План подземных выработок шахты Мастецова. Горловка, 1903 г. |
Маркшейдерское искусство, по своему положению в семье наук, представляется весьма родственным астрономии и геодезии, и начало его также теряется во мраке прошедших веков, как и начало геодезии. Цель его — производство подземных съемок и наглядное и правильное изображение подземных выработок на бумаге.
Название предмета — маркшейдерское искусство — есть точный перевод немецкого слова «Marcscheide Kunste»; на старо-немецком языке слово «Marcscheiden» означало «нарезать границы», при чем подразумевалось, что речь идет о подземных границах; в старину даже в Германии это было только искусство, но с течением времени оно все более и более совершенствовалось и теперь это уже не искусство, а настоящая наука. Так что, если мы и говорим по-прежнему «маркшейдерское искусство», то это только по установившейся привычке. Французы же называют гораздо правильнее, — подземная геометрия.
Основной задачей маркшейдерского искусства является определение координат тех или иных пунктов относительно принятой системы координат.
|
Горловка О.Ю.Р.К.П. Разрез шахт №5 и №6. горизонт 170 и 210. |
Маркшейдерское дело оставалось весьма простым искусством только до тех пор, пока рудники, при слабом развитии горного дела, были разбросаны, пока они существовали независимо друг от друга и пока применявшиеся инструменты были самого простого устройства. Но, по мере развития горной промышленности, задачи его все более и более усложнялись и средства к их решению совершенствовались.
|
Акционерного Общества Рудник Карл. Криндичевка, Донская область |
Необходимость строгого разграничения подземных границ рудничных участков, несчастья с рабочими, вследствие неправильного направления выработок, колоссальные, общие для целых районов выработки (водоотливные штольни), — все это заставило немцев обратить на маркшейдерское искусство самое серьезное внимание и дать ему одно из главных мест в ряду других горно-технических наук.
|
Из «Геологии маркшейдера». Горловский рудник. Нарушение в пласте «Девятка» на горизонте 100 перед Главным Сбросо-сдвигом. |
Скачать PDF
Источник: Электронный архив
eScriptorium Центральной научной библиотекой Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина.