Шамрай А.В. Славянские минеральные воды / А.В. Шамрай. // Бахмутський часопис. – Артемівськ, 1996-1997. – № 5-6. – С.45–49.
Целебные свойства Славянских соленых озер широко известны не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Всеобщее признание Славянский курорт (Славянские минеральные воды) получил еще задолго до революции.
Как давно были подмечены целебные свойства Славянских озер, об этом не имеется никаких достоверных сведений. Вероятнее всего, что на это обратили внимание первые солевары еще в XVI веке. Предание о том, что Петр I обратил внимание на минеральные свойства Репного озера и купался в нем, не покажется удивительным, если вспомнить, что царь с полнейшим правом может быть назван отцом русской практической бальнеологии. Известно, что он посетил в 1695 г. Баден Венский, в 1711 — Карлсбад, в 1716-1717 — Пирмонт и Спа, где лечился и получил облегчение. По возвращении в Россию он немедленно распорядился об устройстве лечения на Олонецких и Липецких минеральных водах, а в 1718 г. поручил своему лейб-медику Шоберу осмотреть Сергиевские серные озера и все минеральные источники по реке Терек.
Медицинскую санкцию целебная сила Славянских минеральных озер впервые получила в 1832 г. стараниями штаб-лекаря Алексея Козьмича Яковлева. По его докладу командование 1-го резервного кавалерийского корпуса стало направлять сюда больных нижних чинов, страдающих различными хроническими заболеваниями.
В 1835 г. профессор Харьковского университета Е.С. Гордиенко по предложению Медицинского департамента исследовал химический состав трех главных Славянских озер (Репного, Слепного и Вейсового) и обнародовал свои аналитические работы в 1837 году.
По приказу начальника бывших военных поселений генерала Никитина в 1838 году на южном берегу Репного озера были устроены купальни, а затем, в 1840 году учреждена больница, как отделение Чугуевского военного госпиталя на 200 больных.
В 1844 году командир резервного кавалерийского корпуса Украинского военного поселения сообщал тогдашнему Харьковскому губернатору С.Н. Муханову, что в сезон указанного года успех лечения Славянскими минеральными водами офицеров и нижних чинов «был не только весьма удовлетворительный, но даже превышающий успехи прежних лет, ибо из 286 человек совершенно выздоровело 248, а остальные затем получили значительное облегчение».
Городское управление на берегу Репного озера отводило участки земли под застройку домами, так что с конца тридцатых годов на северном берегу этого озера стали появляться домики, а против них, на озере — купальни, которые сооружались преимущественно жившими в окрестностях Славянска и приезжавшими сюда купаться более или менее состоятельными помещиками.
Военное ведомство разрешало и частным лицам пользоваться его ваннами, но их было недостаточно, поэтому на берегу того же Репного озера по-прежнему сооружались шалаши, где лечащиеся и принимали теплые ванны.
Положивший начало известности целебных свойств Славянских соленых озер штаб-лекарь А.К. Яковлев умер в 1836 году, но после него распространению этой известности способствовал генерал-майор В.К. Панютин. Он сам и его дети пользовались Славянскими минеральными водами с успехом, превысившим все ожидания, и в благодарность за такой результат лечения Панютин взял на себя заботу о больных, нуждавшихся в пользовании этими водами, не имеющих на то средств. По его инициативе было возбуждено ходатайство об учреждении при водах приюта для неимущих больных.
В конце 40-х годов по инициативе Харьковского губернатора Муханова и генерал-губернатора Кокошкина было предпринято устройство бальнеологического заведения для лиц гражданского ведомства на северном берегу Репного озера. Постройка производилась под руководством учрежденного Комитета Славянских минеральных вод и окончилась в 1852 году, когда заведение и было открыто для лечащихся.
После Крымской войны неудовлетворительное устройство курорта и неудачное им управление с одной стороны и облегчение поездок на лечение за границу — с другой, повлияли на значительное с каждым годом уменьшение числа приезжих больных. Так, в период с 1860-1870 гг. на курорте насчитывалось от 40 до 80 семейств. Между тем, лечебные здания и приспособления приходили все в большую ветхость, а на их ремонт не хватало средств. Попытки отдельных лиц (К.М. Санжаревского, Я.С. Полякова) взять их в аренду — не встретили одобрения.
В конце 1876 г. Славянский Комитет минеральных вод был распущен и состоялась передача вод в ведение городского общественного управления при условии обязательных, призом весьма существенных, улучшений. Для распоряжения водами городское управление выделило особую исполнительную комиссию под названием «Управление Славянских Минеральных вод», снабдив ее инструкцией и обеспечив ее самостоятельное, независимое от городской управы, значение.
Увеличение числа приезжающих больных и количества отпускаемых ванн послужило верным показателем благоприятного значения реформы и все большей и большей популярности, приобретаемой Славянскими минеральными водами. Число ванн, отпущенных в 1876 г., равнялось 13.685, в первый год реформы — 19.032, а в 1890 году дошло до 35.800 оплаченных, а число пользующихся водами — до 1.000 человек.
Во время русско-турецкой войны Славянское отделение Чугуевского военного полугоспиталя было передано в распоряжение Славянского Комитета Красного Креста для размещения присылаемых с театра военных действий раненых и больных офицеров и нижних чинов. В течение 18 месяцев в Славянское отделение поступило 1.500 человек, из которых выздоровело 1.466. Член Главного Управления Общества Красного Креста И.И. Кабат, делая свои заключения о санитарных станциях, устроенных во время войны, особо отметил здоровый климат Славянских минеральных вод, как главнейшее условие, способствовавшее такому результату лечения. По предложению Кабата отделение полугоспиталя переименовано в санитарную станцию, а для возведения новых построек военное ведомство выделило 250.000 рублей. Летний сезон санитарной станции, как и Славянских минеральных вод открывался с 15 мая и завершался 25 августа.
Городское управление минеральными водами возбудило ходатайство о признании за Славянскими минеральными водами общественного значения и Медицинский Департамент, рассмотрев химические исследования вод, отнес к числу самых сильных соленых источников в России. А 10 июня 1892 г. последовал Высочайший Указ Александра III, которым Славянские минеральные воды были объявлены имеющими общественное значение.
Железнодорожное сообщение между станцией «Славянск», городом и минеральными водами осуществлялось по железнодорожной ветке, открытой для пассажирского и товарного движения 8 февраля 1894 года. Поезда по Славянской ветке отправлялись от каждого приходящего на станцию «Славянск» Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги и к каждому отходящему отсюда поезду. За проезд пассажиров по Славянской ветке была установлена следующая плата: в вагонах 1-го класса — 30 коп., 2-го — 20 коп., 3-го — 10 коп. за все расстояние.
В конце XIX - начале XX вв. на Славянские минеральные воды приезжало на лечение до 2000 больных из Санкт-Петербурга, Москвы, Кавказа, Сибири и Туркестана.
За общее благоустройство и лечебные успехи курорт получает последовательно награды — на первой Всероссийской гигиенической выставке в Санкт-Петербурге, на Всероссийской Нижегородской, на двух сельскохозяйственных Харьковского земства и, наконец, на Международной бальнеологической выставке в Спа высшую награду — Гранд При в 1907 году за высокое качество своих лечебных экспонатов — особенно лечебных грязей.
Журнал «Исторический вестник» в мае 1912 года предсказывал курорту блестящую будущность: «Все природные данные для развития Славянских минеральных вод в первоклассный курорт налицо: громадная лечебная сила источников и грязи, прекрасные климатические условия и красивое местоположение. Владельцу вод — городу — остается лишь дополнить то, что даровано природой, созданием необходимых жизненных удобств для приезжающей лечиться публики...»
А.В. ШАМРАЙ.
Скачать PDF