Admin Control Panel 

  ЗаписиСторінкиНалаштуванняДизайнHTMLКоментаріAdSenseСтатистикаЕфективністьGoogle АналітикаВихід 

неділя, 4 листопада 2018 р.

Горы–терриконы («Зеленое богатство Донбасса», 1976)

Гигантские терриконы шахты «Кочегарка» в Горловке до рекультивации. Фото Александр Рудь, 1969 г.
Рева М.Л., Рева Н.Н. Горы-терриконы // Зелёное богатство Донбасса. Научно-популярный очерк. — Донецк: Донбасс, 1976. – С. 69–73.

Горытерриконы

В угледобывающих районах Советского Союза насчитывается более 1700 терриконов, в том числе в Донбассе 1054. Это огромные конические холмы, состоящие из камней, кусочков угля, пыли. Название происходит от греческих слов «терра», что означает «земля», и «коника» — «коническая». Земля, насыпанная в виде конуса. В основании такой конус занимает площадь от 2,5 до 10 гектаров, а громадный террикон шахты «Кочегарка» в Горловке — около 30 гектаров. К слову сказать, знаменитая пирамида Хеопса в Гизе — одно из семи чудес света — имеет площадь основания лишь 1,96 гектара. Бывают терриконы и плоские, гребневидные, хребтовые, но больше всего конических. Высота их 30–50 метров, есть и гиганты высотой больше 100 метров.

В Донбассе терриконы стали неотъемлемой частью индустриального ландшафта. Но эти рукотворные горы не только разнообразят пейзаж. Дело в том, что почти 70 процентов терриконов горят, загрязняя воздух пылью и газами. Они такие же нежелательные соседи для людей, как и другие свалки. Поэтому действующее в нашей стране законодательство устанавливает вокруг терриконов большие санитарно-защитные зоны.

Терриконы и окружающие их санитарно-защитные зоны теснят поля и сады, жилые дома и дороги, линии электропередач, а нередко и промышленные предприятия. Для переноса всех этих сооружений, сгоняемых отвалами с «насиженных» мест, в ближайшие годы только в Донецком бассейне потребуется 140 миллионов рублей. Горы породы занимают тысячи гектаров очень дорогих земель.

Леса всегда вырубали вдоль рек, чтобы быстрее и легче их транспортировать. А это обернулось пересыханием рек, оскудением земель, засухами и обеднением самих лесов. Рабочие поселки росли бок о бок с шахтами, заводами. Так было дешевле и проще. И это тоже породило беду. Поселки сливались в крупные города, обзаводились электростанциями, фабриками, разрастались вширь вокруг этих промышленных предприятий. И получилось, что города дореволюционного происхождения имеют в центре или шахты, или заводы. Нашим современникам приходится решать и исправлять ошибки прошлого.

Делались многочисленные попытки нейтрализовать вредное влияние терриконов. Предлагались такие пути: отвалы вывезти из городов и рабочих поселков; использовать породу как строительный материал или для производства химических соединений, получения разных веществ; каким-нибудь образом закрыть, законсервировать, чтобы потом иметь возможность использовать их площади.

Вывезти терриконы сейчас практически невозможно. Всего на территории Донбасса отсыпано около 0,6 миллиарда тонн породы. Чтобы ее вывезти, потребуется 300 тысяч железнодорожных составов по 50 вагонов грузоподъемностью 60 тонн или 5 миллионов 10-тонных автомобилей. И куда вывозить? Засыпать балки и овраги опасно, так как порода будет промываться стоковыми водами, обогащать их вредными солями и кислотами, а затем воды попадут в реки, водоемы, в Азовское море. К чему может привести такое загрязнение, сейчас даже трудно представить. Отсыпать породу на других площадях, то есть переносить с одного места на другое, лишь бы из города долой,— это то же самое, что переливать из пустого в порожнее.

Применение породы терриконов в качестве сырья для производства строительных материалов не увенчалось успехом. В последнее время ученые Донецкой опытной станции садоводства добились результатов в использовании породы для получения комплексных минеральных микроудобрений. Этот путь интересен и многообещающ, но ощутимые результаты принесет, по-видимому, не скоро. К тому же из породы извлекается только небольшой процент массы.

Ученые Донецкого ботанического сада Академии наук УССР и Макеевского научно-исследовательского института по безопасности работ в горной промышленности провели ряд исследований и доказали, что терриконы можно потушить, а затем озеленить. Тушат их водой или раствором глины, которые специальными насосами закачиваются в глубь отвала.

Однако мало потушить террикон. Надо, чтобы он не раздувался ветром и не размывался водой. Этого можно достигнуть только путем озеленения. Прежде всего требовалось установить, какие растения могут жить на бесплодных или даже ядовитых породах, как их высаживать, как лучше обеспечить уход за ними. Было обследовано более 500 терриконов, где росли какие-либо растения, закладывались многочисленные опыты. Большую помощь в этом оказали общественные организации, Министерство угольной промышленности УССР, студенты, школьники.

За прошедшие с начала первых опытных посадок одиннадцать лет удалось установить многое. Выявлено, что на потухших старых терриконах через 15–75 лет после их отсыпки и эксплуатации разные травянистые растения поселяются сами. Породу, которая давно перегорела и успела промыться стоковыми водами, первыми обживают икотник серый, василек распростертый, двурядка тонколистная, синяк обыкновенный, донник лекарственный, горец вьюнковый, горец почечуйный, резеда желтая, смолка широколистная, гулявник Лезеля, дурнишник обыкновенный. На очень старых отвалах, где порода почти полностью выветрилась и перестала быть сильно токсичной для растений, встречаются и некоторые злаки: костер безостый, житняк гребенчатый, сорняки полевые и огородные. Всего на терриконах поселяются без помощи человека 93 вида цветковых растений, 6 видов мхов и два вида грибов, 19 видов древесных растений — акация белая, тополь белый и черный, абрикос, клен ясенелистный, берест мелколистный и даже береза бородавчатая.

Опыты показали, что на терриконах, в зависимости от степени выветренности породы, можно высаживать более 30 видов древесных и некоторые травянистые растения. Но перед посадкой требуется специальная подготовка поверхности, которая включает ряд инженерных мероприятий: на одну треть снимается вершина, сверху формируется горизонтальная площадка, а на боковых склонах — плоские террасы шириной 2–4 метра; склоны выравниваются так, чтобы по ним могли передвигаться тракторы и почвообрабатывающие машины.

На выровненных площадях террас копаются метровые ямы. Они предварительно заполняются плодородной почвой, а затем в них высаживают небольшие саженцы. Полив обязательный, поэтому по террасам прокладывают водопровод. Для посадок на терриконах лучше всего использовать белую акацию, клен ясенелистный, тополи черный и белый, кустарники. По наружной бровке террас высаживают виноград дикий пятилисточковый, который стелется вниз. На склонах делаются небольшие терраски шириной до полуметра для травянистых растений. Высевают различные неприхотливые и устойчивые к засухе и засолению грунта травы.

Тушатся и озеленяются терриконы в городах Донецке, Горловке, Шахтерске, Макеевке.

Пройдет время, и горы породы превратятся в зеленое украшение индустриального ландшафта. Примером служит озелененный террикон в Куйбышевском районе Донецка. Деревья и кустарники еще небольшие, но они живут, растут. Высокий зеленый холм очень разнообразит вид поселка.

Для того чтобы терриконы перестали быть «фабриками пыли и газа», стали биологически продуктивными землями, обогащающими атмосферу кислородом, нужно много поработать. Но никто из нас не пожалеет сил, чтобы краше и богаче становилась родная земля.

Скачать PDF