Admin Control Panel 

  ЗаписиСторінкиНалаштуванняДизайнHTMLКоментаріAdSenseСтатистикаЕфективністьGoogle АналітикаВихід 
Drop Down MenusCSS Drop Down MenuPure CSS Dropdown Menu

пʼятниця, 21 вересня 2018 р.

Лисенко К. О месторождении каменной соли в Славянске (Записки Императорского С.-Петербургского минералогического общества. Часть 9, 1874)


Лисенко К.И. О месторождении каменной соли в Славянске / К. Лисенко // Записки Императорского С.-Петербургского минералогического общества: Вторая серия: Часть девятая. – СПб, 1874. – С. 143–145.

«Из газет известно, что в городе Славянске Харьковской губернии Изюмского уезда открыта залежь каменной соли. Здесь имеются образцы этой соли, доставленные мне заслуженным Профессором Харьковского Университета Н. Д. Борисяком для передачи в Минералогическое Общество. Пользуюсь случаем, чтобы сообщить несколько сведений об этом месторождении, по тем данным, которые я получил, благодаря обязательности Н. Д. Борисяка. Весьма вероятно, что убеждение в возможности нахождения каменной соли в окрестностях Славянска и Бахмута существовало у многих наших геологов. В имеющихся теперь газетных корреспонденциях упоминаются имена Альбрехта, Гурова, Гильмена и многих других. Не подлежит сомнению, однакож, что ранее других, мысль о возможности нахождения каменной соли в окрестностях Славянска была высказана Николаем Дмитриевичем Борисяком. Он пришел к этому убеждению на основании тщательного геологического осмотра юго-восточной части Харьковской губернии и изложил его в «Очерке геогностического строения и минеральных богатств в Харьковской губернии», напечатанном в Харьковских Губернских Ведомостях за 1858 г. и Горном Журнале. Слишком десять лет спустя, для разрешения этого вопроса, был командирован в Харьковскую губернию Адъюнкт Горного Института А.П. Карпинский и отчет сделанному им осмотру напечатан в Горн. Журн. за 1870 год.

Автор с самого начала заявляет, что правильное усвоение геогностического состава почвы Харьковской губернии значительно затрудняется не только огромным развитием наносов, но также скудностью и часто совершенным отсутствием окаменелостей и наконец тождеством петрографического состава пород образования разновременного. Поэтому, говорит автор, при решении каких либо неагностических вопросов для Харьковской губернии приходится в большинстве случаев довольствоваться одними предположениями. Тем не менее, г-н Карпинский, относительно Славянска и Бахмута, приходит к тому положительному выводу, что соль тамошних озер и источников берет свое начало в Пермской почве и что это нахождение в ней каменной соли весьма вероятно, но вопрос о благонадежности ее месторождения может быть разрешен только посредством буровой скважины, которая, во всяком случае, если не найдет соль, то даст более крепкие рассолы. К тому же самому выводу пришел еще ранее Н. Д. Борисяк, но, несмотря на это, буровые скважины на соль были заложены только в 70-х годах, а именно в 1871 в Бахмуте и в 1872 в Славянске и обе встретили соль почти на одинаковой глубине, а именно на 48 саж. в первой местности и на 52 саж. во второй. Породы, пройдённые Славянской скважиной, как мне сообщили, были следующие: <...>

Вода в скважине на глубине 7 арш. была пресная, потом на глубине 6 саж. в 6° и держалась этой крепости до 40 саж.; за тем рассол стал быстро крепчать и достиг 22½°. — До сих пор в Славянске встречено 2 пласта соли: первый, толщиною 3 сажени 4 вершка с прослойками, толщина которых 15 вершк. За тем бур прорезал 4 арш. глины не соленосной и врезался снова во второй пласт соли, толщина которого 2½ саж. Вслед за тем бур врезался в очень твердую породу черного цвета, по-видимому песчаник, вследствие чего бурение на глубине 57 саж. 2 арш. 14 вершк. остановлено. Конечно было бы весьма интересно знать что это за порода, в которой бур остановился, но, к сожалению, до сих пор образцы ее еще не доставлены сюда. Для параллели я привожу здесь разрез Бахмутской скважины по тем данным, которые были сообщены Окр. Инжен. Носовым 1-м в его отчёте (Горн. Журн. за 1873 г.)».