Лавров Н.И. О древнейшем горном производстве в горах Колывановоскресенского горного округа, в горах Нерчинского горного округа, на Урале и в Екатеринославской губернии / Николай Лавров // Записки Императорского С.-Петербургского минералогического общества: Вторая серия: Часть девятая. – СПб, 1874. – С. 120–142.
Знаменитое медное производство находилось у Греков в южной части острова Кипра в каменной громаде известной с древних времен под именем горы Олимп. Делавший там геологические исследования, по поручению Парижского Музеума Естественной истории Альберт Годри, говорит, между прочим, в статье своей «Остров Кипр», помещенной в Revue des deux Mondes 1861 года «что Киприоты нисколько не «имели надобности разъезжать по морям для приобретения сокровищ: они нашли богатство в своей собственной земле. «Горы Олимпские изобилуют металлами. Разработка этих металлов более не производится, но она была некогда чрезвычайно обширна. Во многих местах встречаются превеликие «кучи шлака, происшедшего от древних медеплавилен. <...>
Из вышесказанного нами явствует, что Греки при начале заселения не находили предметов для торговли. Это обстоятельство и известность выгодности горного промысла в Греции, вероятно, заставили их обратиться к отысканию руд и мы полагаем, что нижеследующие открытые в последнее время горные разработки в Екатеринославской губернии произведены Греками.
В означенной губернии (* Сын Отечества 28 октября 1865 года) при исследовании в 1865 году местностей, по системе речки Бахмутки, для составления по Высочайшему повелению геогностической карты, в западной части Донецкого кряжа открыто было в Пермской формации около хуторов Клиновских с левой стороны речки К линовки в 10-ти верстах на юго-запад от города Бахмута в отвалах древней разработки и плавки медной руды, шлаки, остатки древесного и каменного угля, части горшков (тиглей), в которых вероятно плавилась медная руда, также и кости животных пропитанные медною зеленью.
Той же губернии в Славяносербском уезде у 6-ой роты в буераке около села Крымского, глубиною до 6-ти сажен, найдены сплавы древнего местного медного производства, в виде двух глыб, весом до 30 фунтов. При этих сплавах найдено медное копье весьма отчетливой работы. Эта находка привела впрочем в недоумение, потому что около села Крымского, сколько известно, находится меловая почва. Были-ли по этому случаю какие разыскания, нам неизвестно.
А как без сомнения эти разработки не могли их вполне удовлетворить и им известно уже было, что на востоке от них находится золото, дорога к которому, означенная в Истории Иродота (прим. – Геродота), по неровности своей весьма затруднительна, то они будучи предприимчивы и знакомы с водною стихиею, задолго до Р. X. и вероятно вскоре после посещения южного, ныне принадлежащего России края, Иродотом, поднялись по рекам Волге и Каме до реки Чусовой и сею рекою добрались до местности, где находится Гумешевский рудник, и тут начали весьма деятельно разработку медных руд; затем достигли до Тобола и проплыли по нем в Иртыш, по коему поднялись до Колывановоскресенского округа, где сначала в безлесной и пологой горе, между ручьем Шульбою и речкою Убою ознаменовали свое прибытие бесчисленным множеством шурфов и отсюда перешли в другие места Колывановоскресенского округа, из которого вероятно вытеснены Монголами, коих бесчисленное множество каменных могил находится на высоком берегу Енисея близ Абаканского перевоза с монгольскими надписями, которые во время путешествия Палласа находились еще большею частью в совершенной целости».
Необходимо отметить, что современная археологическая наука относит разработку древних медных рудников, расположенных в пределах Бахмутской котловины, к периоду позднего бронзового века (XV—XI вв. до н. э. ). В геоструктурном отношении памятники древней горно-металлургической деятельности приурочены к восточной окраине Бахмутской котловины Донецкого кряжа, к местам выхода на поверхность медистых песчаников картамышской свиты нижней перми.