«Предлагая русской публикѣ первый выпускъ ландшафтовъ Унгера, выдержавшихъ уже за-границею два изданія, мы имѣли въ виду одно — сдѣлать эти картины доступными для большинства, и достигли этого: нѣмецкое изданіе стоитъ двадцать-девять руб. сер., тогда какъ наше только шесть. Что же касается до того, какъ выполнены предлагаемые рисунки, объ этомъ судить не намъ. Мы покрайней мѣрѣ употребили всѣ средства, чтобы они не уступали заграничнымъ. Будемъ надѣяться, что публика не оставитъ нашего предпріятія безъ вниманія.
О самыхъ же картинахъ Унгера, о томъ, какое значеніе они имѣютъ для науки, мы позволяемъ себѣ привести мнѣніе Г. Профессора Щуровскаго, участію котораго въ нашемъ изданіи мы такъ много обязаны, — мнѣніе, высказанное имъ въ статьѣ по поводу книги Куторги. Указавъ на геологическія карты Эли-де-Бомона, онъ говоритъ:
"Ничто не можетъ быть нагляднѣе этихъ картъ для сравненія нынѣшней поверхности земнаго шара съ тѣми, какія онъ имѣлъ въ прежнія геологическія времена. Но при всемъ томъ, это мертвое изображеніе земнаго шара. Мы видимъ моря, сушу, но невидимъ того, что населяло эти моря и сушу, не видимъ ни растеній, ни животныхъ, составлявшихъ главную отличительность ка;кдаго геологическаго періода. Для пополненія этого недостатка надобно было науку соединить съ искусствомъ. Честь такого сближенія принадлежитъ вѣнскому ученому Унгеру, великому знатоку живыхъ и ископаемыхъ растеній. Ему пришла счастливая мысль, животныя и особенно растенія, при-надлежащія каждому геологическому періоду, представить въ видѣ отдѣльныхъ пейзажей, и сообщить имъ ту самую физіономію, какую они должны были имѣть по нынѣшнимъ научнымъ понятіямъ объ ископаемыхъ. Предпріятіе чрезвычайно трудное для выполненія, и оно могло удасться только тому, кто съ глубокимъ знаніемъ ископаемыхъ соединяетъ въ себѣ такое же эстетическое образованіе. Унгеру предстоялъ двоякій трудъ, — удовлетворить требованіямъ науки и требованіямъ искусства, и потому онъ совершилъ его вмѣстѣ съ отличнѣйшимъ пейзажистомъ Кувасегомъ."
"Своими геологическими пейзажами Унгеръ оказалъ чрезвычайную услугу и геологамъ, и любителямъ естествознанія. До того времени ископаемыя растенія и животныя большею частію были намъ извѣстны только по отдѣльнымъ стволамъ, листьямъ, костямъ и т.д., а тутъ эти отдѣльныя части собрались въ цѣльные организмы и ожили передъ нами. Этого мало: онѣ соединились въ прекрасные лѣса и разнообразныя группы животныхъ, въ томъ самомъ порядкѣ, въ какомъ слѣдовали по времени образованія земнаго шара. Все это такъ наглядно, такъ осязательно, что, казалось, ничего болѣе нельзя было требовать отъ науки. Но всякая счастливая мысль необходимо влечетъ за собой другую, столь же или еще болѣе счастливую."»
К большому сожалению пятая часть этого альбома отсутствует.
Источник: РГБ Российская государственная библиотека
Источник: РГБ Российская государственная библиотека