Шуман О.И. О топливе / Орест Шуман // Прибавление к Харьковским губернским ведомостям. – 1839. – № 7. – С. 39-41.
Заметка о важности каменноугольной промышленности Бахмутского края, от доктор химии Ореста Иоганновича Шумана. В 1818 году, при содействии Гесса де Кальве, Орест Шуман был принят на Луганский завод в качестве главного смотрителя за работами, и прослужил там 20 лет. Орест Шуман также известен как автор одного из первых описаний Лисичанского рудника.
О топливе.
Прочитав две статьи в Харьковских Ведомостях 1838 №№ 48 и 51 "O лесоразведении", статьи исполнены истинным патриотизмом, не могу не изложить и мои мысли, к этому предмету относящиеся.
Конечно, разведение лесов в полуденном, обнаженном крае России нужно, необходимо. Мы вполне чувствуем это, но не перестаем истреблять дрова на топливо, не заботясь о потомках наших, которые будут страдать за нашу беспечность, за наше к ним небрежение.
Попечительное Правительство прилагает все меры к успешному разведению лесов; подчиненные стараются исполнять их со всею возможною рачительностью. Но что значит их старание, их успех? Засевается одна часть, истребляются десять!
Многоразличные потребности в нашем веке, распространяющиеся беспрестанно фабрики и заводы, необходимое отопление многочисленных жилищ: вот главные истребители лесов.
Не стану говорить о непростительном невежестве, допускающим стадам скота истаптывать распускающиеся в месте срубленных лесов вновь растущие деревца. Это не невежество, это варварство. Но не могу умолчать о предоставленном нашему полуденному краю самой природою средств сохранения существующих и ныне еще лесов.
Природа наградила полуденный край России неисчерпаемым кладом топлива в каменном угле. Не далее как в 200 верстах от Харькова, около города Бахмута разрабатываются богатейшие каменно-угольные пласты. И гораздо ближе: в округе Чугуевских военных поселений открыты благонадёжные каменно-угольные месторождения. По новости, разработка их не проведена еще в подлежащее устройство, и не производиться с должным еще успехом; но при настоящем Начальнике военных поселений, попечительном и благотворительном, ожидать должно всего лучшего и в этом отношении.
Англия богата торговлею. Торговля Англии основывается главнейше в произведениях ее фабрик и заводов, которые действуют единственно каменным углем. Англия бедна лесами, но где они есть, там берегутся пуще золота.
В Англии не знают другого топлива, кроме каменного угля. Зачем же мы, награжденные подобным даром природы, пренебрегаем им?
Высшее Начальство прилагает все меры к распространению по заводам полуденной России, вместо дров, каменного угля. Так на пр. Славянским солеварам предоставлено вываривать соль не иначе, как каменным углем. Многие промышленники испытали, продолжают, и находят в том свои выгоды.
Трудно исчислить огромное количество дров, ежегодно пожираемых за водами и фабриками в Харькове и в округе его! Трудно определить число простых кузниц, потребляющих столь много древесного угля, выжигаемого с небрежением в с невозвратною потерею значительной части дров.
Скажут: "не привыкли, не знаем, как обращаться с каменным углем." Нужда, а более усердие всему научит.
Предлагаю в пример Луганский литейный завод и его народонаселение. Не только собственно казенный, весьма обширный чугунолитейный завод действует исключительно одним каменным углем, но и многочисленные жители его едва ли знают другого, лучшего топлива, каков есть каменный уголь.
Скажут, каменный уголь производит много копоти, нечистоты. Напротив! Надобно только знать, как обращаться с ним. Надобно завести собственные ему печи, и, смею уверить, никакой копоти, никакой нечистоты от него не будет.
В Бахмутских углекопах продается уголь на месте по 10 копеек за пуд; за провоз до Харькова положим по 20 копеек с пуда, да 5 копеек в пользу промышленника. И так обойдется 1 пуд угля в Харькове 35 копеек. Одна четверть, хлебной меры этого угла весит 10 пудов; в кубичной сажени содержится 46 (и около) ⅓ четвертей, следовательно вес кубичной сажени каменного угля 464 пуда, коему цена - - - - 162 р. 40 к.
И так неоспоримо, что потребление каменного угля вместо дров доставит полуденному краю России, неисчислимые выгоды в отношении столь нужного сбережения лесов, и что расчетливые хозяева фабрик, заводов, домов не останутся притом и без личной своей выгоды.
Станем надеяться, что благомыслие и доброе намерение не оставят без внимания этот предмет, и что недалеко то время, где неумолимая секира дровосека перестанет лишать потомство необходимых для построений лесов.
Орест Шуман.