Admin Control Panel 

  ЗаписиСторінкиНалаштуванняДизайнHTMLКоментаріAdSenseСтатистикаЕфективністьGoogle АналітикаВихід 

вівторок, 6 лютого 2018 р.

Бутенев К. О пожарах в Лисиченских каменноугольных копях (Извлечено из письма Гиттенфервальтера Сырохватова) (Горный журнал 1835 Кн. 4 апрель)


Один из первых документов описывающих горноспасательные мероприятия в Донецком каменноугольном бассейне, а именно ликвидацию и предупреждения подземных (эндогенных) пожаров.

О пожарах в Лисиченских каменноугольных копях 
(Извлечено из письма Гиттенфервальтера Сырохватова ¹)

Из числа многих затруднений и опасностей, угрожающих горным людям при углублении их под землю, для извлечения сокрытых в ней минеральных сокровищ, к важнейшим принадлежат пожары, почти непременные спутники всех каменноугольных копей. Будучи неоднократно самовидцем этих ужасных явлений и даже участником при потушениях их, я считаю полезным представить описание их и способов их погашения, особенно для тех, которые не имели случая видеть сего почти неизбежного и истребительного врага углекопов.

Местом наблюдений моих в этом случае было Лисиченское каменноугольное производство, находящееся Екатеринославской губернии в Бахмутском уезде, при реке Северном Донце. Чтобы судить о важности месторождений Лисичей Балки и о пользе, которую могут принести они, довольно вспомнить о безлесности края, в котором находятся они, и о удобстве сбыта извлекаемого из них каменного угля, по тем сообщениям, которыми наделены места сии природою, или которые с малыми усилиями могут быть устроены искусственно. При сем довольно указать с одной стороны на моря Азовское и Черное со всеми выгодами заграничной торговли нашим минеральным горючим материалом, особенно при умножении на сих морях числа пароходов; с другой же стороны на берега Волги, впадающих в нее рек и Каспийское море, которые без больших затруднений могут быть приведены в торговое сообщение с Доном, а следовательно и со здешними каменноугольными копями.

Из числа семи пластов, составляющих здешние месторождения каменного угля, разрабатываются только три, и несмотря на важность сих копей, до настоящего времени работы на них были располагаемы весьма неправильно, вред от чего особенно обнаруживался через недостаток чистого воздуха в выработках, так что большую часть года, особенно в теплое время, воздух в них был столь дурен, что не мог поддерживать горения, необходимого для освещения в копях при добыче каменного угля. Сей недостаток вел за собою еще пагубнейшие последствия. Короткое время, способное для разработки каменного угля, заставляло чрезвычайно спешить добычею его, и тем принуждало к еще более неправильному расположению выработок и к оставлению в них мелких или раздробленных частей сего горючего материала, который, как известно, составляют первейшую причину пожаров на пластах каменного угля.

Прежде нежели я приступлю к описанию их, нужным считаю упомянуть, что ныне оставлен уже неправильный способ разработки и введен новый, гораздо совершеннейший, по образцу лучших каменноугольных копей Германии, Франции и Великобритании, который может быть вовсе истребить подземные пожары. По крайней мере в последнее двухлетие, т.е. со времени введения сего способа, не было еще ни одного примера самовозгорания.

Всякий каменный уголь содержит в себе большую или меньшую примесь серного колчедана. Минерал этот, оставаясь в копях в смеси с образующимися, при добыче крупных кусков каменного угля, мелко раздробленными частями его, менее годными к употреблению, от действия воздуха и воды разлагается, образуя купорос. Подобное разложение всегда сопровождается значительным возвышением температуры, и коль скоро количество его будет довольно велико, то возвышение температуры может довести каменный уголь до воспламенения ². Посему ныне при всех благоустроенных копях принято за правило, что бы не смотря даже на совершенную негодность к употреблению раздробленных частей каменного угля, поднимать их на поверхность и бросать в отвалы. По поскольку правило сие, как уже было замечено, при Лисиченских копях не соблюдалось, то это обстоятельство было причиною частых самовозгораний в разработках.

Первый признак начинающегося пожара состоит в распространении по руднику теплого, отличного как от внутреннего, так и от поверхностного, воздуха. За тем появляется запах горящего угля, и до тех пор нельзя бывает обнаружить места горения, пока не появится огонь.

Прежние способы тушения каменноугольных пожаров состояли в наполнении копей водою; но средство сие, по неудобству своему, теперь уже оставлено, и только старые затопленные и неспособные к возобновлению копи остаются памятниками его. Ныне, при появлении пожара, все рабочие оставляют свои обыкновенные занятия и спешат к остановлению губительного действия огня. Главнейшее средство при сем состоит в устройстве пожарной стены (Brandmauer), складываемой пред горящим местом из камня или из кирпича на сырой глине в два ряда, и в засыпании пространства между ними песком. Таким образом останавливается приток воздуха к горящему месту, и тем прекращается распространение пламени. Хотя способ сей необходимо соединен с пожертвованием той части пласта, в которой произошло возгорание, однако он есть лучший из всех до ныне известных; ибо затопление копи может быть причиною совершенного оставления ее; заливание же горящих мест водою не только не уменьшает, но еще увеличивает действие огня. Закрытое пожарною стеною пространство чрезвычайно долго остается в раскаленном состоянии (*) ³, и потому при дальнейшей разработке должно остерегаться открыть его какою - либо новою выработкою с другой стороны, дабы не возобновить еще несовершенно миновавшей опасности.

Сколь ни легка может показаться работа сия, но она сопряжена бывает с чрезвычайными затруднениями и опасностью, и требует много искусства. Должно припомнить, что выгода всякой каменноугольной копи состоит в том, что бы сколь можно меньшее пространство было предано на жертву пламени, почему и должно устраивать пожарную стену как можно ближе к горящему месту. Здесь рабочие бывают подвержены ужаснейшему жару и действию удушающих газов, производимых в изобилии горением каменного угля. При том тесное пространство, в котором заключены они, препятствует им действовать столь свободно и успешно, как при обыкновенных наших пожарах. Но утомляемые нестерпимым жаром и удушающими газами, они в то же время подвергаются опасности от обвалов горных пород, часто увеличивающих ужасы губительного действия огня. Работы, при потушении, бывают столь изнурительны, что многие рабочие не могут выдержать и 10 минут тяжких занятий своих, и часто в совершенном изнеможении без памяти бывают извлекаемы на дневную поверхность. Обмороки, ушибы, опадения, суть самые обыкновенные спутники сих явлений.

Горные офицеры должны делить все сии опасности наравне с простыми работниками, и собственным примером своим поощрять их к усерднейшему отправлению работ и перенесению трудов. Но вместе с тем на них лежит другая, еще важнейшая обязанность: управление работами. Нужно весьма много внимательности и присутствия духа, что бы в это общее смятение сохранить порядок, необходимый для лучшего успеха в тушении. Исключая наблюдения за работами при постройке пожарных стен, которые часто нужно бывает в одно время возводить в нескольких ходах, ведущих к месту пожара, они же обязаны наблюдать за правильной сменой рабочих, за поданием нужной помощи пострадавшим, за доставкою нужных для постройки материалов, и наконец за правильным кругообращением воздуха в копях.

Последнее обстоятельство есть одно из важнейших при тушении рудничных пожаров. Известно, что во всех подземных выработках воздух имеет правильное кругообращение, входя в них через одни отверстия и выходя через другие. Таким образом летом поверхностный воздух входит в выработки через верхние отверстия, внутренний же выходит через нижние; зимой же сие бывает наоборот. И так смотря по времени года, закрывая и открывая разные шахты, можно по желанию управлять кругообращением воздуха, заставляя его входить и выходить по тем из них, как потребует надобность. Посему при пожарах должно распорядиться таким образом, что бы поверхностный воздух входил в копи теми шахтами, которые назначены для входа и выхода людей, и для доставки к месту пожара нужных материалов; внутренний же, обремененный дымом и вредными газами, несущими с собою в изобилии сажу, выходил шахтами, не посещаемыми в то время людьми. Неисполнение сего правила, или неосторожность при самом исполнении, если каким либо случайным обстоятельством нечаянно придадут воздуху обратное движение, может довести до самых пагубных последствий; ибо дым, устремясь в шахту, через которую опускаются или поднимаются люди, может удушить их, или по крайней мере до того обессилить, что они упадут в глубину копей и найдут там себе верную смерть.

Вот одна из числа многих причин, которые делают занятия горных людей опасными и требующими много искусства, и с которыми в этом отношении не могут сравниться ни какие другие работы, принадлежащие к приведению добытых минералов в тот состав или в тот вид, как они могут идти в употребление, и где как начальники, так и подчиненные, равно разделяют труды и опасности. Вот одна из причин, говорю я, по которым люди, занимающиеся горным производством, приобрели общее уважение во всех просвещенных странах, перенося для общей пользы все опасности и иногда погибая от них с самоотвержением.
К Бутенев.

1. Гиттенфервальтер (нем. Huttenverwalter, от Hutte - плавильня, и Verwalter - управляющий) — горный чиновник 10-го класса. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.)
2. Самовозгорание пород происходит в результате процессов окисления сульфида железа (в форме пирита и марказита присутствующего в углях и углисто-глинистых породах) с выделением тепла, вызванного присутствием тионовых железобактерий Thiobacillus ferrooxidans в атмосферном воздухе, попадающего в выработки для вентиляции.
3. * В верхней Силезии в копи Ronigsgrube, по открытии пространства, за 10 лет пред тем заложенного по причине оказавшегося в нем пожара, оно еще было найдено совершенно в раскаленном состоянии.