Admin Control Panel 

  ЗаписиСторінкиНалаштуванняДизайнHTMLКоментаріAdSenseСтатистикаЕфективністьGoogle АналітикаВихід 

MyMenu

Drop Down MenusCSS Drop Down MenuPure CSS Dropdown Menu

середа, 7 лютого 2018 р.

Бутенев К. Об улучшениях, сделанных в Лисичинских каменноугольных копях (Горный журнал 1836 Кн. 2 февраль)


Статья горного инженера, профессора Петербургского горного института К.Ф. Бутенева (1805—1869) «Об улучшениях, сделанных в Лисичанских каменноугольных копях», составленная по данным сообщенным горным инженером Луганского горного округа А.П. Сырохватовым и размещенная в «Горном журнале» за 1836 год.


Об улучшениях, сделанных в Лисичинских каменноугольных копях
(Извлечено из письма Г. Гиттенфервальтера Сырохвахова к Капитану Бутеневу).
(Сообщено К. Бутеневым 2).

В прошедшем письме моем к Вам, я не мог показать Вам всех улучшений, сделанных в последнее время в наших Лисичинских копях, но теперь я посвящу этому предмету несколько строк. Первое и главнейшее усовершенствование, без сомнения, состоит в правильности, с какою ныне располагаются на пластах каменного угля все выработки. Прежде проводились шахты без всякого порядка между собою, так что между ними не наблюдалось приличного расстояния, и не было обращено внимания на возбуждение помощью их кругообращения воздуха в копях. Теперь все эти недостатки отстранены, и шахты устроены таким образом, что они с равною пользою служат для всех рудничных операций, как то для доставки добытого угля, для подъема воды из копей, для кругообращения воздуха и проч. Весьма много выгоды принесено также копям правильным расположением выработок, для подземной доставки добытого угля, так что теперь уже не предстоит надобности отвозить уголь против падения пласта снизу вверх, что было не только тягостно и затруднительно, но даже вредно для здоровья рабочих. К улучшению доставки много содействовало возвышение главных выработок в рост человека, между тем как прежде они делались только в половину этой высоты; при чем не только для откатки угля, но даже для прохода свободно идущего человека, они были весьма неудобны. Наконец я упомяну здесь об устройстве лестниц в вылазных шахтах здешних, как о весьма важном улучшении. Предмет этот столь интересен для Лисичинских копей, что я нужным считаю рассмотреть его несколько подробнее.

До настоящего времени спуск людей в выработки и выход их оттуда производился опусканием и подниманием их в шахтах на канатах. Довольно известно, сколь вреден и неудобен такой способ, как для рудников, так и для самих горных работников. Сколь ни новы и ни надежны будут употреблены для сего канаты, никогда нельзя вполне поручиться за совершенную безопасность человека, опускающегося на нем, и можно найти тысячи примеров обрывания, по видимому, самых прочных канатов, при опускании на них, как простых работников, так и чиновников. Впрочем и довольная прочность канатов не всегда ручается за безопасность спускающихся или поднимающихся на них людей, особенно, где по способу подъема нельзя укрепиться на нем достаточно крепко, и тогда неосторожность поднимающихся, или какие либо самые легкие припадки болезни: головокружение, внезапное ослабление и проч., которые так легко могут случиться после продолжительной и трудной работы, бывают гибельны. Наконец, исключая и все эти случаи, столько же опасна может быть неосторожность работников, находящихся при том ручном вороте, которым производится подъем и опускание людей, также постигшие их нечаянные болезни, и проч.; при чем они прекращают вдруг работу, и оставляют поднимаемых следовать стремлению их тяжести. Точно то же может последовать при подъеме конными воротами, даже при самых хорошо выезженных и привычных лошадях, если какое-нибудь случайное обстоятельство заставить их испугаться, или когда другим каким либо образом они будут приведены в бешенство. Наконец те скачки, которые производит канат, навиваясь или спускаясь с барабана ворота, на неровностях, образуемых нижними рядами его, качание каната в шахте, и множество других непредвидимых случаев, часто ведут за собою смерть, или тяжкие ушибы поверивших себя для доставления в рудник канату.

Спуск людей по лестницам не представляет и малейшей части неудобств спуска на канатах, потому что первые стоят всегда неподвижно и крепко утвержденные, и всегда могут быть проверяемы в своей целости и прочности; а если б кто-нибудь, по неосторожности своей, и упал с лестницы, то падение его не может быть столь опасно, ибо вылазные шахты разделены на небольшие отдаления помостами или полками, так что человек не может упасть ниже такового помоста.

С другой стороны обращая наше внимание на экономическую часть рудников, можно найти не менее важные недостатки от спускания людей в рудники на канатах. Обыкновенно для этого предмета служат те же самые машины, которыми производится из рудников подъем руд, или, как в здешних копях, подъем каменного угля. Таким образом машины, устроенные единственно для последнего назначения, задолжаются также к подъему и опусканию людей, которое, особенно при тех выработках, где находится значительное число рабочих, отнимает от машин весьма много времени от их главного назначения, а потому подъем добываемых минералов идет весьма медленно и неуспешно, возвышая при том и цены на сии получаемые из рудника минералы. Устройство же лестниц для входа и выхода рабочих совершенно отстраняет эти недостатки и позволяет углеподъемным машинам действовать со всею их выгодою для главного только назначения.

Вот общие выгоды устройств входа в рудники и выхода из них по лестницам, сравнительно с опусканием машинами на канатах. Но для нашего каменноугольного производства в южной России, они должны быть несравненно важнее по здешним местным обстоятельствам. Для доказательства этого положения, рассмотрим здешний край в отношении способов жителей пользоваться горючими материалами.

Не только весь Новороссийский края, но и сопредельные с ним Губернии Воронежская, Харьковская, Полтавская и проч., также области Донская, Черноморская, Кавказская и Бессарабская, терпят крайнюю нужду в лесе, не только для действия на них либо заводских, или фабричных заведений, но и далее для отапливания своих жилищ. Об употреблении на эти предметы дров и древесного угля, по ограниченности средств, почти нечего и упоминать. Таким образом главнейшие горючие материалы здешнего края состоят из камыша, соломы, травы бурьяна и кизяка. Но камышом могут пользоваться одни только приречные селения и города, и то не всегда в достаточном количестве. Солома и бурьян, кроме неудобств употребления их, некоторые годы производятся здешнею природою в весьма малом количестве, как то бывает в весьма жаркие и засушливые лета. Нужно ли упоминать еще о кизяке, этом как вредном для здоровья, так и неудобном для сохранения опрятности горючем материале.

Однако же природа, наделив здешние места каменным углем, устранила в этом отношении все кажущиеся с первого взгляда недостатки. К сожалению, только мастные обитатели не постигли еще вполне всей важности богатства их. Для отопки жилищ своих, для действия винокуренных заводов и для всех других потребностей, они употребляют свои неудобные и вредные материалы, и одни только кузницы их действуют каменным углем. Причина, почему столь медленно распространяется употребление его без сомнения состоит в значительной еще цене его и в предубеждении, которое имеют против него все окрестные жители. В этих то отношениях новые усовершенствования Луганских копей должны принести неисчислимые выгоды.

Улучшения, сделанные в разработке Луганских копей, позволят с теми же средствами и издержками производить гораздо большее количество каменного угля, которое может увеличиться против нынешнего вдвое, или и более. Необходимым следствием сего будет понижение его цены, и тем доставаться средства к большему его сбыту и большему употреблению между окрестными жителями. Таким образом, приучившись употреблять его, они увидят всю неосновательность своего прежнего предубеждения, и постигнут выгоды этого важного Дара природы. Видимая польза от каменного угля побудит окрестных помещиков, в землях которых скрываются неисчерпаемые богатства его, к разработке и употреблению этого полезного минерала. Таким образом понижение цены на каменный уголь и распространение его употребления и сбыта, способствуя одно другому, будут беспрестанно увеличиваться и не только послужат источником богатства владельцев каменноугольных копей и доставят жителям новый способ промышленности, но и послужат к доставлению общего довольства, снабдя все близкие безлесные губернии хорошим горючим материалом.

Если распространение каменноугольного производства может принести столь много пользы только тем, что подаст новый горючий материал для домашних нужд, то чего должно еще ожидать от него по распространению мануфактурной части. Сколь много есть фабрик, которых действия совершаются посредством возвышенной температуры, и которые, при нынешнем положении здешнего края, не могли бы действовать; сколь много из них требуют сильных движителей, которыми с такою пользою служат паровые машины; но и те равномерно не могут ныне употребляться здесь по тем же причинам. Сколько, может быть, в столь богатых странах, каковы наши безлесные губернии, находится предметов к фабричной обработке, ожидающих только дешевого горючего материала, что бы излить там через обработку их довольство и богатство? Сколько сбережет Россия денег, когда не будет покупать заграничного каменного угля? Вот те важные выгоды, которые могут родиться из малозначащих, по-видимому, улучшений Луганских каменноугольных копей.

Между прочими препятствиями к началу разработки каменного угля в помещичьих землях было и то, что владельцы их представляли себе горные работы гораздо затруднительнее и опаснее, чем они были в самом деле, и несчастные случаи, имевшие до сего времени место через опускание людей в копи на веревках, питали в них это мнение. Теперь они могут сами с безопасностью решиться сойти в здешние подземные разработки и убедится на деле в неосновательности своих суждений; и стоит только одному из них решиться испытать пользу разработки и введения в употребление каменного угля, что бы разом во всех местах оживить эту новую отрасль промышленности.


Конный ворот в Лисичем Байраке Джона Уолкера, 1799 г.