Лапкин И.Ю. Рельеф и четвертичные отложения левобережья р. Донца между рр. Осколом и Красной / И.Ю. Лапкин // Бюллетень комиссии по изучению четвертичного периода. – 1946. – №8. – С. 95–102.
На протяжении ряда лет автор производил геологические исследования в долине р. Донца, в пределах северной окраины Донбасса. Ввиду того, что рельеф и четвертичные отложения названного региона почти не освещены в литературе, автор считает полезным опубликовать свои наблюдения.
В этой статье мы касаемся лишь наиболее западного отрезка северной окраины Донбасса, и то ограничивая себя левобережьем Донца. В следующих — будут освещены центральная и восточная части названной окраины Донбасса.
Рельеф
Левобережье представляет собою равнину, образованную рекой, постепенно понижающуюся с севера на юг. Согласно наклону местности, консеквентно, почти в меридиональном направлении, параллельно друг другу текут притоки Донца — Оскол, Нетриус, Жеребец и Красная.
Наиболее характерные элементы рельефа — террасы Донца и Оскола.
Пойма, или заливная (луговая) терраса, р. Донца, примыкающая к руслу реки, в окрестностях с. Банного достигает ширины 0.9—1 км, и ее абсолютные отметки колеблются от 59.2 м (уровень Донца 25. VI. 1935 г.) до 64.5 м; ниже по течению, вблизи Красного Лимана, по данным Мелиотреста, имеем отметки поймы 55—60 м и ширину около 1 км; возле Ямполя и в некоторых местах ниже по течению пойма расширяется (до 2—2.5 км). Абсолютные отметки уровня р. Донца около устья р. Красной, по Б. К. Лихареву (25), — 54.2 м. Пойма имеет слабый наклон к реке, покрыта луговой растительностью и во многих местах сильно заболочена. Для нее типичны старицы как связанные, так и не связанные с рекой, как правило, соответствующие изгибам Донца. Местами, в прирусловой части поймы, нарушая однообразный ландшафт, вздымаются на несколько метров (до 6 м) прирусловые валы; иногда эти валы встречаются и за пределами прирусловой части поймы., но здесь они сильно сглажены и образуют весьма пологие холмы. Луговая терраса резко выраженным уступом, высотой до 6 м, отделяется от вышележащей песчаной террасы.
Песчаная, или боровая, терраса Донца отчетливо представлена в рельефе. Абсолютная ее высота немного севернее с. Лиман достигает 110.4 м. Ширина доходит до 12 км (у Александровки). Поверхность террасы сложена песками, большею частью собранными в дюны, относительная высота которых доходит до 4—5, иногда и более метров. Дюны, за редким исключением, закреплены сосновым лесом, который тянется сплошным поясом через боровую террасу. Дюны имеют очень пологие, почти одинаковые склоны, как правило, до 3—4°; только изредка они круты — до 9—11°. Между дюнами, обычно, располагаются пониженные участки — котловины выдувания. Более пониженные места большею частью заросли лиственной растительностью. Грунтовая вода (верховодка) расположена близко от поверхности (на глубине 0.5—1.3 м). а в понижениях рельефа она выступает на поверхность. Этим объясняется развитие здесь множества мелких озер и болот. Из озер наибольшим является эллипсообразное оз. Лиман, находящееся у села того же наименования. Местами встречаются продолговатые озерца, например, оз. Красноярское, оз. Подписочное, параллельные Донцу — давние старицы этой реки. Изредка на песчаной террасе встречаются остатки прирусловых валов, к которым, как отмечает археолог Н. В. Сибилев. приурочены микролитические стоянки.
Над песчаной террасой поднимается на незначительную высоту (1.5—4.5 м) однолессовая терраса. Возле Дробышева, где она хорошо сохранилась в рельефе, ширина ее доходит до 1 км, местами она шире. Поверхность ее является почти ровной и имеет слабый уклон к Донцу. На ней встречаются мелкие лощины. Вследствие размыва или благодаря навеванию ветром песков боровой террасы, однолессовая терраса иногда не отделима от песчаной.
Высоким, крутым, четко выраженным уступом песчаная и однолёссовая террасы отделены от вышележащих двух- и трехлессовой террас. Последние нерезко отграничены друг от друга и только местами между ними сохранился уступ; поэтому расчленить их морфографически весьма трудно. Ширина двух- и трехлессовой террас доходит до 12.5—13 км: наивысшие абсолютные отметки трехлессовой террасы 177—178 м.
Трехлессовая терраса примыкает к пониженной части плато — Иванковской ступени (по Д. Н. Соболеву, 7)*. В северной части исследованной площади абсолютные высоты доходят до 188 м (выше Вербещины по р. Нетриусу), 195.6 м (м. Бузиновата на водоразделе между рр. Нетриусом и Жеребцом) и 193.73 м (северо-западнее Кабаньей по р. Красной).
*Иванковская ступень, или терраса, отличается от коренного плато меньшими высотными отметками и характеризуется значительной редукцией полтавских песков (местами они совершенно размыты), а также наличием аллювиальных песчаных образований (часто грубозернистых, с гравием) под пестрыми глинами.
Двух- и трехлессовые террасы, а также Иванковская ступень характеризуются степным овражно-балочным ландшафтом. Следует отметить, что в отношении террас левобережье р. Донца в пределах исследованной площади дает почти аналогичную картину с вышележащим по течению реки соседним районом, между Изюмом и Волчанском, подробно освещенным в геоморфологическом отношении работой Д.П. Назаренко (6)*.
*Также имеется полное сходство и в стратиграфии террас; только так называемая Новохарьковская терраса сохранилась в пределах исследованного нами района в виде отдельных обрывков. В истолковании же разрезов террас мы несколько расходимся с Д.П. Назаренко.
Левобережье р. Оскола, должно быть, имеет те же террасы, что и Донец. Реки Нетриус (длиной всего около 35.5 км) и Жеребец имеют вид больших разветвленных балок; в их долинах развита только пойма (наибольшая ширина ее на Нетриусе, у Новоселовки, доходит до 1 км, а на Жеребце — у Торской — 2 км); летом рр. Нетриус и Жеребец сильно высыхают.
Террасы левого берега р. Красной находятся за пределами рассматриваемой площади.
Река Студенок, около 15 км длиною, впадающая в Донец у с. Студенок, представляет собою ручеек, протекающий через аллювиальные накопления боровой террасы.
Не только Оскол и Красная имеют асимметричное строение долины, но даже такие небольшие реки, как Нетриус и Жеребец, в своей средней и верхней частях характеризуются крутым и высоким правым берегом и более низким и пологим левым. Правые берега поэтому густо изрезаны рядом действующих коротких оврагов с крутыми склонами (к ним и приурочено большинство обнажений); это явление особенно ярко выражено на Иванковской ступени. Левые берега расчленены длинными и пологими, как правило, задернованными балками.
Балки района достигают значительных размеров (например, длина б. Большой Суходол доходит до 15 км), сильно разветвлены; склоны и дно ряда из них прорезаны действующими оврагами (особенно на правых берегах речных долин). Характерной особенностью многих балок и некоторых оврагов является наличие в них террасовых уступов. Несмотря на то, что часть оврагов остановилась в своем развитии и переходит в балки, многие „овраги являются деятельными и растут в своих верховьях (овраги правого берега р. Нетриуса у Варваровки).
Склоны многих оврагов и балок сильно оползли. Особо значительные оползни имеют место на Иванковской ступени, где широко развиты осадки третичной системы, состоящие из чередующихся водонепроницаемых (главным образом, глинистых) и водоносных горизонтов. Иногда оползшие массы образуют как бы громадные лестницы.
Наряду с современными оползнями имеются и древние, часто незаметные в рельефе.
Кроме развитой овражно-балочной сети, расчленяющей меж;дуречные пространства, в рельефе встречаются поды и блюдца.
Особо должно быть отмечено наличие на пойме Жеребца, немного южнее Ямполовки, и у Терны следов недавно существовавших здесь соленых озер в виде блюдцеобразных понижений, покрытых с поверхности выцветами или тоненькой коркой каменной соли и заросших солеросом Solicornia herbacea L. Соленое озерцо и сейчас находится в окрестностях Ямполовки.
Четвертичные отложения.
Четвертичные отложения северо-восточной части УССР специально изучались П.К. Заморием (4). Этот исследователь приводит три разреза четвертичных образований исследованной нами территории: 1) разрез дюны на южном конце с. Дробышева мощностью в 3.20 м; 2) описание силосной ямы глубиной 3.35 м и 3) описание скважины у могилы Орлова глубиной 17 м.
П.К. Заморий здесь различает следующие террасы Донца: 1) луговую (пойму), 2) первую надлуговую (песчаную), 3) вторую надлуговую (однолессовую) и 4) третью надлуговую или древнейшую (двухлессовую). Этим, пожалуй, и исчерпывается прежний фактический материал по четвертичной толще рассматриваемого района.
Мы здесь ограничимся только несколькими наиболее характерными разрезами.
Разрез четвертичной толщи Иванковской ступени дает скважина, заложенная на северном конце с. Варваровки. Высота местности несколько севернее скважины — 179.7 м. Разрез этой скважины:
Согласно анализа, произведенного в лаборатории Института геологии ХГУ, в образцах ископаемых почв из этой скважины содержатся:
В близлежащих обнажениях красно-бурые суглинки, отделяясь резкой границей, налегают на пестрые плиоценовые глины.
Древнейшая четвертичная терраса Донца — трехлессовая (миндельская) сложена вюрмскими, рисскими и миндельскими лессовидными суглинками, разделенными рисс-вюрмской и миндель-рисской ископаемыми почвами; эти суглинки подстилаются миндельскими аллювиальными песками.
Следующий разрез характеризует эту террасу: 0.5 км к северу от X. Среднего (басе. р. Нетриуса), в овражке, имеющем в плане сердцевидную форму, обнажаются:
Приведенный разрез прослеживается и в овражках выше этого обнажения.
Нижележащая двухлессовая (рисская) терраса Донца сложена вюрмскими и рисскими лессовидными суглинками, разделенными рисс-вюрмской ископаемой почвой; суглинки подстилаются рисскими аллювиальными песками.
Разрезы этой террасы имеются в окрестностях Новоселовки (басс. Нетриуса).
Однолессовая (палео-вюрмская) терраса Донца сложена вюрмским лессовидным суглинком и вюрмскими аллювиальными песками. В южной части с. Дробышева (басс. Нетриуса) ее осадки вскрыты неглубокими ямами и шурфами.
Наиболее полный разрез песчаной или боровой (нео-вюрмской) террасы Донца дает скважина, заложенная для водоснабжения в пос. Красный Лиман (возле базара). Отметка абсолютной высоты у скважины — 104.47 м.
Как показывает зтот разрез, на размытой поверхности мела залегает толща аллювия мощностью в 25.20 м. Возможно, что здесь залегают отложения не одного возраста.
Среди дюн песчаной террасы встречаются ископаемые почвы. Например, около 300 м к северо-востоку от ст. Красный Лиман (вокзал) в ж.-д. выемке (которая прорезала дюну) обнажаются:
1. Светложелтый мелкозернистый кварцевый диагонально-слоистый песок с прослойками более крупнозернистого песка. Мощность — 3.00 м.
2. Коричневато-черный гумуссированный песок (ископаемая почва). Этот песок постепенно переходит в нижележащий (поверхность перехода неровная). Мощность — 0.20—0.30 м.
3. Серый мелкозернистый песок. Мощность — 2.00 м.
В нескольких шурфах, заложенных нами совместно с археологом Н. В. Сибилевым в дюнных песках с. Яремовки и юго-западнее с. Дробышева (оз. Подпесочное), обнаружены ископаемые почвы. Для установления возраста этих почв имеет значение приуроченность к ним микролитических стоянок (орудия, кости, обломки раковин Unio).
Пойма, или луговая (современная) терраса, Донца, согласно разрезам буровых скважин Мелиотреста, сложена темно- и синевато-серыми илисто-глинистыми, суглинистыми и песчанистыми осадками с прослойками торфа. Мощность аллювия местами достигает 15—17 м. Образования этой террасы в окрестностях с. Банного залегают в зависимости от тектоники коренных пород на верхнемеловых мергелях, нижнемеловых — верхнеюрских пестроцветах и даже на верхнеюрских известняках.
____________
Плато (и его пониженная часть — Иванковская ступень), в строении которого участвуют миндельские, рисские и вюрмские лессовидные суглинки, отделенные друг от друга миндель-рисской и рисс-вюрмской ископаемыми почвами.
Трехлессовая терраса — сложена доминдельскими и миндельскими аллювиальными песками, на которые налегают те же по возрасту суглинки и ископаемые почвы, что и на плато.
Двухлессовая терраса — сложена аллювиальными песками, выше которых залегают рисские и вюрмскне лессовидные суглинки, разделенные рисс-вюрмской ископаемой почвой.
Однолессовая терраса — сложена палео-вюрмскими песками и нео-вюрмскими суглинками.
Боровая (песчаная) терраса.
Пойма, или луговая терраса.
После сформирования боровой террасы лессообразования уже больше не происходило. Развевание песков этой террасы, после обнажения их на поверхность (и нагромождение их в виде кучугур или дюн), сменилось перерывом, во время которого и образовалась почва, обнаружения в погребенном виде (см. выше). С временем накопления этой почвы должно быть, связано поселение человека на песках боровой террасы на что указывает нахождение среди этого горизонта остатков микролитических стоянок.
В заключение считаем важным несколько подробнее остановиться на следующем вопросе.
В классических работах по геологии северо-западной окраины Донбасса, в особенности для рассматриваемого района, отмечается, что в этой территории, наряду с типично развитыми ярусами палеогена, имеются соответствующие им мелководные образования (1, 2, 3, 5).
Вполне резонно полагали, что наличие этих образований свидетельствует о том, что «вдоль всей страны с СЗ на ЮВ (отметим, что здесь и Донец течет в этом направлении, что важно для понимания нижеизложенных фактов.—И. Л.) тянется в это время высокая гряда безусловно тектонического происхождения» (2, стр. 342). Ход процесса рисовался таким образом: «что касается упомянутой древней гряды, то она долгое время остается сушей, в то время как окружающая более низкая область давно уже покрыта морем; и когда море, наконец, захватывает и ее, то все же оно останется в ее области сравнительно мелководным и отлагает здесь совершенно иные осадки, чем в окружающих, более глубоких своих частях» (2, стр. 342).
В связи с проблемой нефте-газоносности северных окраин Донбасса, затронутый вопрос приобретает весьма актуальное значение.
В пределах рассмотренного района установлено, что к этим прибрежным отложениям ошибочно отнесены описанные в этой статье аллювиальные отложения высоких (лессовых) террас р. Донца. Более того, отметим, что среди «палеогеновых» отложений к северу от с. Лиман были обнаружены четвертичные пресноводные моллюски (Bithynia leaci Sheppard, Paraspira leucostoma Millet, Valvata pulchella Studer и др.). К северу от Кременной в балке Водяной можно наблюдать, как (описанные Б.К. Лихаревым, 5) «палеогеновые» пески налегают с резким перерывом на красно-бурые суглинки. Таких примеров можно было привести не мало.
Отметим, что и за пределами исследованного района наблюдается местами аналогичная картина. Как указано в работе А.Д. Архангельского и его сотрудников, «на Петровском куполе пески, отнесенные Борисяком к прибрежным третичным отложениям, являются, повидимому, древнеаллювиальными, так как они, повидимому, подстилаются покровными суглинками с известковистыми стяжениями и, кроме того, в песчаноглинистых пропластках в толще песков были найдены Ѵіѵіраrа sp., а в самих песках — обломки зуба Elephas sp.» (1, стр. 166)*
*Мы вовсе не отрицаем действительного наличия мелководных фаций палеогена на северных окраинах Донбасса (об этом будет подробно сказано в подготовляемой к печати, совместно с проф. Л.И. Карякиным, другой статье).
Приведенный случай, кажется, еще раз свидетельствует о необходимости детального знания четвертичного покрова для решения ряда вопросов, связанных с геологией северных окраин Донбасса, к которым привлечены сейчас взоры многих исследователей.
I.J. Lapkin
The relief and quaternary deposits of the territory on the left bank of the river Donetz, between the river Oskol and Krasnaya
Summary
The paper contains a description of the land sculpture and Quaternary deposits on the leit bank of the Donetz river, between the Oskol and Krasnaja rivers.
On the basis of his observations the author establishes in this region the following Quaternary terraces of the Donetz river:
1. Flood-plain — contemporary one;
2. Neo-Wurmian terrace — Sandy one;
3. Palaeo-Wurmian terrace with one layer of loess;
4. Rissian terrace with two layers of loess;
5. Mindelian terrace with three layers of loess.
The deposits of the loess terraces have formerly been assumed to be the shallow water facies of the Lower Tertiary. Besides, the author describes the structure of the plateau (its lowered part — or Ivankovskaia area).
Литература
1. Архангельский А.Д., Шатский H.С., Преображенский Н.А., Некрасов Е.П. Общие результаты геологических исследований по северо-западной окраине Донецкого бассейна в 1923 г. Тр. КМА, вып. 5, 1924.
2. Борисяк А. Геологический очерк Изюмского уезда. Тр. Геол. ком., серия нов., вып. 3, 1905.
3. Борисяк А. и Яковлев Н. Геологическая карта Северо-западной окраины Донецкого кряжа. Тр. Геол. ком., серия нов., вып. 153, 1916.
4. 3аморий П.К. Четвертинни поклади на півнично-схидной частини УССР. «Четверт. період», вып. 9, УАН, 1935.
5. Лихарев Б.К. Общая геологическая карта Европейской части СССР. Лист 61-й. Тр. Геол. ком., серия нов., вып. 161, 1928.
6. Назаренко Д.П. Нови дани про тераси басейну р. Динця вид Вовчанська до Ізюма. Учен. зап. ХГУ, № 8—9, 1937.
7. Соболев Д.Н. Неогеновые террасы Украины. Зап. Ин-та геологии ХГУ, т. VI, 1938.
Скачать PDF
Источник: Геологический Институт Российской Академии Наук