Красильников К.И. Древнее камнерезное искусство Луганщины — Луганск: Шлях, 1999. - 136 c.: ил.
Книга освещает материалы ранее неизвестных науке антропоморфных стел ранней бронзы и каменных изваяний половецкого искусства XI - XIII вв., собранных в Луганской области. Автор в научно-теоретическом и популярном виде, наряду с общепринятыми суждениями об искусстве тюркских кочевников, предлагает свой вариант типологии, семантики, технологии изготовления статуй. Значительное внимание уделяется вопросам: статуи и захоронения, курганы и святилища, карьеры и мастерские. Сведения о находках и каталог скульптур носят исключительно краеведческий характер.
Книга рассчитана на учителей и учащихся, журналистов и краеведов, студентов и преподавателей вузов, всех, кто интересуется историей.
Из личной библиотеки Н.Н. Ломако, г. Лисичанск.
Скачать PDF
«На территории Украины издревле, более 6 тыс. лет тому назад, начали изготовлять монументальные каменные скульптуры. Их высекали различные народы, в прошлом населявшие южные и юго-восточные регионы Восточной Европы. Сейчас мы с полным основанием можем определить этническое лицо этих народов, хронологические периоды их творчества, предположить смысловые и идейные мотивы оставленных ими произведений в образе камнерезного искусства, обнаруженного практически по всему югу Восточной Европы.
Прежде всего отметим тот факт, что народы, оставившие после себя статуи, в основном пришлые. Это были племена двух этносов: во-первых, потомки индоиранцев, происходивших из южной Азии (Индии, Ирана), жившие здесь в период раннего металла (энеолит - бронза 4-2 тыс. до н. эры). Тогда в далеком прошлом они создали так называемые нижнемихайловскую, кеми-обинскую, ямную, катакомбную археологические культуры. В середине I тыс. до н. эры степные просторы оказались занятыми еще одной группой индоиранцев под названием скифы.
В дальнейшем в науке постепенно все больше укреплялась мысль о том, что заготовки для изготовления скульптур извлекали из близлежащих от мастерских карьеров. Для утверждения этого предположения ученые еще в нач. XX в. несколько раз предпринимали попытки определить более или менее точные места изготовления статуй.
Тогда появились соображения, что “фабрика этих баб, по всей вероятности, была около Черкасска, где они выделывались из тамошнего раковистого известняка. В Бахмуте для них употреблялся кварцевый пудинг, или тамошний плотный известняк...”
Геолог И.С. Леваковский усматривал причину “изобилия каменных баб в Бахмутском уезде” в том, что этому, “очевидно, благоприятствовало сильное развитие здесь аркоза каменноугольной формации, служившего, насколько мне известно, главным материалом для изготовления каменных истуканов. В других местах для этой же цели употреблялся третичный песчаник, и затем я не встретил никакого другого материала,из которого делались бы каменные бабы”.
В.А. Городцов, детально изучивший Бахмутский уезд, считал, что “баб” могли изготовлять в песчаных карьерах, расположенных недалеко от места, где р. Бахмут впадает в Северский Донец. Таким образом, следуя по стопам В.А. Городцова мы в поисках материалов приблизились к Донецкому кряжу, и первым вопросом в решении нашей проблемы будет вопрос о материалах.
Петрографические исследования пород камня, из которых изготовлены скульптуры Луганской коллекции, проводимые учеными, профессиональными геологами П.И Луцким, О.П. Фисуненко, Н И. Удовиченко, показали, что основными минералами каменных изваяний были песчаники Донецкого кряжа. Моя большая признательность специалистам-геологам, давшим квалифицированную характеристику материалу каждой статуи парка-музея Луганского пединститута. Сами песчаники не являются однородными, они различаются по цвету (преобладают серые оттенки), плотности. Мастера же отдавали предпочтение мягким породам, по структурности мелко - и крупнозернистым.
Песчаники, из которых сложены основные массивы Донецкого кряжа, относятся осадочным породам, состоявшим из зерен кварцита разной величины, полевого шпата, железных и других вкраплений, сцементированных известковым цементом, глинистым или гипсовым веществом. Песчаники с камнем, пропитанные известковым цементом, считаются наиболее плотными и пробными, поэтому мастера не всегда предпочитали иметь дело с этой породой. Были в работе у мастеров и другие породы песчаников, например: глинистые песчаники, илистые песчаники, ракушечные песчаники, иловидный ракушечник, мергель. Но тогда уже мастера понимали, что скульптуры из этих минералов ломкие, недолговечные, быстро разрушаются от выветривания и влаги. [...]
Карьеры и мастерские близ них могли быть в каждом из современных административных районов Луганской области, но в первую очередь в тех, которые входят в географические параметры плоскогорий Донецкого кряжа. Конкретизируя эти сведения, мы обнаружили древние карьеры у пос. Шевыревка и Новоалександровка (Краснодонский район), у пос. Успенка, Волнухино, Македоновка (Лутугинский район), у с. Астахове, Грибоваха, Провалье (Свердловский район), по реке Миус в Антрацитовском районе и у г. Антрацита, вблизи г. Первомайска и Кировска, у с. Михайловка, Городище (Перевальский район) и других местах. Особенно удивительный древний карьер обнаружен у пос. Калиново Попаснянского района. Здесь же краеведами О.В.Башкатовым и Г.М.Заблоцким выявлено около 10 статуй. Теперь задача состоит в том, чтобы детально проверить карьеры, дополнительно к известному выяснить, нет ли в карьерах поломанных статуй, полуфабрикатов в различной степени изготовления скульптур или просто глыб с признаками обработки. Только таким методом единения геологического петроанализа пород камня и археологических находок сложатся наиболее полные и правильные петроархеологические данные о местах камнерезного производства донецких половцев».
Скачать PDF
«На территории Украины издревле, более 6 тыс. лет тому назад, начали изготовлять монументальные каменные скульптуры. Их высекали различные народы, в прошлом населявшие южные и юго-восточные регионы Восточной Европы. Сейчас мы с полным основанием можем определить этническое лицо этих народов, хронологические периоды их творчества, предположить смысловые и идейные мотивы оставленных ими произведений в образе камнерезного искусства, обнаруженного практически по всему югу Восточной Европы.
Прежде всего отметим тот факт, что народы, оставившие после себя статуи, в основном пришлые. Это были племена двух этносов: во-первых, потомки индоиранцев, происходивших из южной Азии (Индии, Ирана), жившие здесь в период раннего металла (энеолит - бронза 4-2 тыс. до н. эры). Тогда в далеком прошлом они создали так называемые нижнемихайловскую, кеми-обинскую, ямную, катакомбную археологические культуры. В середине I тыс. до н. эры степные просторы оказались занятыми еще одной группой индоиранцев под названием скифы.
Во-вторых, в конце 1 - нач. 2 тыс. н. эры юг Восточной Европы был заполнен тюркоязычными, тюркскими, племенами X-XIII вв., которые происходят из далеких от нас степей центральной Азии, южной Сибири, Семиречья. [...]
Вопросы изучения материалов, из которых сделаны скульптуры, далеко не всегда являлись предметом исследования, хотя это единственный возможный путь для определения регионов и даже конкретных мест (карьеров) их изготовления. В этой теме объектом изучения являлся и вопрос о том, на какие расстояния транспортировались статуи от вероятного карьера-мастерской до места их установки. Мы уже упомянули о том, что некоторые ученые считали, что антропоморфные изваяния перемещались вместе с движением тюрков чуть ли не из Монголии. Позднее, когда породы камней некоторых скульптур были подвергнуты петроанализу, ученые пришли к выводу, что их изготовляли из местных пород камня, но развозили сравнительно далеко. “Изваяния привозили издалека, т.к. их находят в местах, где в окружности 100 миль не встречается камень того рода, из которого они изваяны”, - писали исследователи XIX века.
Петрографические данные каменных изваяний
Вопросы изучения материалов, из которых сделаны скульптуры, далеко не всегда являлись предметом исследования, хотя это единственный возможный путь для определения регионов и даже конкретных мест (карьеров) их изготовления. В этой теме объектом изучения являлся и вопрос о том, на какие расстояния транспортировались статуи от вероятного карьера-мастерской до места их установки. Мы уже упомянули о том, что некоторые ученые считали, что антропоморфные изваяния перемещались вместе с движением тюрков чуть ли не из Монголии. Позднее, когда породы камней некоторых скульптур были подвергнуты петроанализу, ученые пришли к выводу, что их изготовляли из местных пород камня, но развозили сравнительно далеко. “Изваяния привозили издалека, т.к. их находят в местах, где в окружности 100 миль не встречается камень того рода, из которого они изваяны”, - писали исследователи XIX века.
В дальнейшем в науке постепенно все больше укреплялась мысль о том, что заготовки для изготовления скульптур извлекали из близлежащих от мастерских карьеров. Для утверждения этого предположения ученые еще в нач. XX в. несколько раз предпринимали попытки определить более или менее точные места изготовления статуй.
Тогда появились соображения, что “фабрика этих баб, по всей вероятности, была около Черкасска, где они выделывались из тамошнего раковистого известняка. В Бахмуте для них употреблялся кварцевый пудинг, или тамошний плотный известняк...”
Геолог И.С. Леваковский усматривал причину “изобилия каменных баб в Бахмутском уезде” в том, что этому, “очевидно, благоприятствовало сильное развитие здесь аркоза каменноугольной формации, служившего, насколько мне известно, главным материалом для изготовления каменных истуканов. В других местах для этой же цели употреблялся третичный песчаник, и затем я не встретил никакого другого материала,из которого делались бы каменные бабы”.
В.А. Городцов, детально изучивший Бахмутский уезд, считал, что “баб” могли изготовлять в песчаных карьерах, расположенных недалеко от места, где р. Бахмут впадает в Северский Донец. Таким образом, следуя по стопам В.А. Городцова мы в поисках материалов приблизились к Донецкому кряжу, и первым вопросом в решении нашей проблемы будет вопрос о материалах.
Петрографические исследования пород камня, из которых изготовлены скульптуры Луганской коллекции, проводимые учеными, профессиональными геологами П.И Луцким, О.П. Фисуненко, Н И. Удовиченко, показали, что основными минералами каменных изваяний были песчаники Донецкого кряжа. Моя большая признательность специалистам-геологам, давшим квалифицированную характеристику материалу каждой статуи парка-музея Луганского пединститута. Сами песчаники не являются однородными, они различаются по цвету (преобладают серые оттенки), плотности. Мастера же отдавали предпочтение мягким породам, по структурности мелко - и крупнозернистым.
Песчаники, из которых сложены основные массивы Донецкого кряжа, относятся осадочным породам, состоявшим из зерен кварцита разной величины, полевого шпата, железных и других вкраплений, сцементированных известковым цементом, глинистым или гипсовым веществом. Песчаники с камнем, пропитанные известковым цементом, считаются наиболее плотными и пробными, поэтому мастера не всегда предпочитали иметь дело с этой породой. Были в работе у мастеров и другие породы песчаников, например: глинистые песчаники, илистые песчаники, ракушечные песчаники, иловидный ракушечник, мергель. Но тогда уже мастера понимали, что скульптуры из этих минералов ломкие, недолговечные, быстро разрушаются от выветривания и влаги. [...]
Карьеры и мастерские близ них могли быть в каждом из современных административных районов Луганской области, но в первую очередь в тех, которые входят в географические параметры плоскогорий Донецкого кряжа. Конкретизируя эти сведения, мы обнаружили древние карьеры у пос. Шевыревка и Новоалександровка (Краснодонский район), у пос. Успенка, Волнухино, Македоновка (Лутугинский район), у с. Астахове, Грибоваха, Провалье (Свердловский район), по реке Миус в Антрацитовском районе и у г. Антрацита, вблизи г. Первомайска и Кировска, у с. Михайловка, Городище (Перевальский район) и других местах. Особенно удивительный древний карьер обнаружен у пос. Калиново Попаснянского района. Здесь же краеведами О.В.Башкатовым и Г.М.Заблоцким выявлено около 10 статуй. Теперь задача состоит в том, чтобы детально проверить карьеры, дополнительно к известному выяснить, нет ли в карьерах поломанных статуй, полуфабрикатов в различной степени изготовления скульптур или просто глыб с признаками обработки. Только таким методом единения геологического петроанализа пород камня и археологических находок сложатся наиболее полные и правильные петроархеологические данные о местах камнерезного производства донецких половцев».