Бахмутский край очень богат яркими археологическими памятниками мирового класса. Еще в прошлом веке археолог Н.И. Веселовский отмечал: "На нас лежит нравственная ответственность перед потомством и наукой правильно распорядиться для общей пользы полученным наследием". Эти слова актуальны и сегодня.
В "Книге Большому чертежу" каменные изваяния и курганы края упоминались как надежные ориентиры в глухой степи: "А от верх речки Миюса вверх речки Елкуват, а вверх речки Елкуваты курган высок, а на нем три человека каменных" (1627 г.).
Первое упоминание археологического памятника на территории края - "каменной бабы" на дороге между Славянском и Бахмутом принадлежит академику И.А. Гильденштедту совершившего научную поездку по Слобожанщине в 1774 г.
В 30-40-е годы XIX столетия помещик А.В. Терещенко оставил в Екатеринославских газетах заметки о древних статуях и курганах края, в 1866 г. издал описание 144 каменных изваяний Южной России.
В 1865 г. горный инженер-поручик Александр Амнеподистович Носов (2-й) проводил вблизи Бахмута поиск угля, медных и железных руд, "поводом к открытию которых служили следы древней добычи". Очень точно А.А. Носов зафиксировал и описал древние выработки в Клиновом, Медной Руде, Пилипчатино: следы плавки в виде ошлакованных горшков, медные шлаки и слитки.
В 1885 г. бахмутский купец И.М. Клейменов при разработке медных руд с. Калиновка обнаружил древние медные кайла, останки погибшего в обвале древнего горняка.
В 1896 - 1898 гг. по заданию Императорского исторического музея в Бахмут прибыл генерал-лейтенант артиллерии Н.Е. Бранденбург и исследовал несколько курганов по дороге из Бахмута в Лисичанск, доставил в Москву уникальную статую половецкого воина-вождя в доспехах и женские статуи из ст. Ступки. Сегодня историки считают, что статуя из Ступок изображает половецкого хана Шарукана Старого.
В конце 90-х годов XIX столетия членов Харьковского историко-филологического общества заинтересовало сообщение профессора геологии Харьковского университета И.Ф. Леваковского о находках кладов медных изделий и слитков в Ново-Павловском и Славяносербском уездах и их привязка к древним медным рудникам у Бахмута.