Бахмутский солепромысел, стихийно возникший в 1701 году, развивался в весьма сложных условиях. На его деятельности не могли не отразиться такие факторы, как постоянная опасность нападения крымских татар и ногайцев, борьба за обладание солепромыслом между донскими казаками и Изюмским полком, отсутствие рабочей силы и топлива. В результате менялось положение солепромысла. Первые годы он был частным. В 1705 г. его разорили булавинцы. Следующий этап — переход в ведение казны. Все это в течении первых неполных двух десятилетий. Однако должного эффекта не последовало. И казна решила отдать его на откуп частным лицам.
Откупщики нашлись на месте. Первым был Семен Чирков, капитан, возглавлявший Бахмутсиий сторожевой батальон. В компанию к нему вошел ландтрат Никита Вепрейский, представлявший в Бахмутской округе гражданскую власть. По условиям, заключенным с казной, компанейщики обязаны извлекать из промысла ежегодно 326500 рублей прибыли. По тем временам это довольно солидная сумма.
Но бахмутским солеварням требовался лес для варки соли. Много леса. Немалое его количество изводилось для выжигания древесного угля, шедшего в кузницы. За короткое время по речке в радиусе 30-40 верст от Бахмута было вырублено почти все, что можно было вырубить. Лес в Бахмут, как и древесный уголь, стали доставлять из более отдаленных мест, что приводило к подорожанию соли.
Выход виделся в применении каменного угля. Объективные условия требовали срочных мер, направленных на поиски этого минерала и замену им дров. К этому был направлен и принятый в 1719 году Петром I указ получивший название Берг-привелегии. Этим документом разрешалось всем повсеместно искать полезные ископаемые. А тому, кому выпадет счастье найти руду или минералы, обещали щедрое вознаграждение. При желании он мог даже получить жалованную грамоту на право разработки открытого им месторождения.
Этот важный петровский документ вдохновил Н. Beпрейского и С. Чиркова, людей смелых, решительных и пытливых, на поиски каменного угля. А вскоре был получен и результат. Впервые месторождение каменного угля в Донбассе Никита Вепрейский и Семен Чирков открыли в 1721 году в балке Скелеватой (Скелевой), в 25 верстах от Бахмута. По нынешним ориентирам, это в верховьях речки Лугани, на правой ее стороне, рядом с поселком Луганское Артемовского района Донецкой области, и с городком энергетиков Мироновской ГРЭС.
О своей находке Вепрейский и Чирков донесли своему ведомству — Камор-коллегии, которая занималась государственными доходами, казенными подрядами и откупами... Туда же они отправили и образцы найденного каменного угля в бочонке и в двух бочонках пробы руды. Получив из Бахмута эту необычную посылку, в Камор-коллегии были озадачены: что с ней делать? Ведь в ведомстве не было своих специалистов по качеству полезных ископаемых. Они знали, что этими проблемами занимается Берг-коллегия, центральный орган страны по руководству горнорудной промышленностью. Туда они и переправили каменный уголь и руды. Этот важный в истории Донбасса факт был зафиксирован в журнале Берг-коллегии.
Естественно, солевары не стали ждать особых указаний сверху. Вепрейский и Чирков знали, что делать с углем. Организовав в балке Скелеватой добычу каменного угля, они доставляли его в Бахмутские казенные кузницы, где почти круглосуточно пылали горны, громко стучали молоты кузнецов и молотобойцев.
Разрабатываемый в балке Скелеватой пласт был крутого падения. К тому же здесь были близко подпочвенные воды. Чем глубже становился шурф, тем больше его подтопляло. Вепрейский и Чирков не удовлетворились открытием этого месторождения. Они продолжали дальнейший поиск залежей угля и руд. Продвигаясь на юго-восток, в район Городних буераков, разведчики недр вышли на речку Беленькую (ныне Белую), правый приток Лугани, в том месте, где в нее впадает речка Чернушина (Чернуха). Тогда в этих местах, как и в районе балки Скелеватой не было поселений. Продвигаясь вниз по Беленькой, Вепрейский и Чирков обнаружили выход на поверхность каменноугольного пласта. Это было второе открытое ими месторождение. По нынешним ориентирам, это случилось в том районе, где ныне находится поселок Ящиково Перевальского района Луганской области.
Будучи людьми целеустремленными и деятельными Вепрейский и Чирков развернули широкомасштабную поисковую работу по всей Бахмутской провинции и за ее пределами. Искали руды и уголь, новые соляные источники. О результатах этих поисков и своих проблемах они доносили Петру І и в Камор-коллегию.
Вместе с донесениями они присылали взятые ими в разных местах образцы руды и каменного угля. Каменный уголь, взятый ими на речке Беленькой, в Москве испытал английский мастер Никсон. Уголь оказался высокого качества. Никсон сравнивал его с лучшим английским.
Открытия каменного угля, сделанные Н. Вепрейским и С. Чирковым в Бахмутской провинции, подтвердила экспедиция английского угольного мастера Иогана Никсона, приглашенного в Россию Петром I.
Движимые хозяйственными заботами обеспечить успешную работу солепромысла, Н. Вепрейский и С. Чирков вряд ли тогда осознавали всю важность результатов проведенных ими поисков новых видов топлива. Для них, людей увлеченных, это была обычная, хотя и интересная работа, которая приносила душевное удовлетворение. С позиций же потомков — это было одно из важнейших событий в истории Донбасса — открытие каменного угля в бассейне. Год открытия каменного угля зафиксирован четко — 1721-й. Он вошел в историю как год открытия Донбасса. В 1996 году горняки Донецкого бассейна, общественность всей Украины будут отмечать 275-летний юбилей этого исторического события. Воздадут они должное и первооткрывателям угля.
В пору активных поисков каменного угля Вепрейский и Чирков были уже людьми зрелыми, опытными и успели оставить добрый след на земле. Капитан С. Чирков командовал батальоном, в составе Изюмского Слободского полка, принимал активное участие в борьбе с крымскими татарами и турками, отличился в Полтавском битве. Имя Никиты Вепрейского не раз упоминалось среди тех, кто заботился об укреплении Бахмута и его окрестностей. Со времени же совершения подвига (а открытие каменного угля есть великий подвиг) оба они, сами того не подозревая, шагнули в вечность. Их имена навсегда вошли в анналы истории Донбасса я Украины.
Будем надеяться, что в дни подготовки и проведения юбилея открытие Донбасса имена первооткрывателей каменного угля Н. Вепрейского и С. Чиркова прозвучат с полой силой, дойдут до всех уголков Украины, а местом их вечной прописки должен стать Бахмут (нынешний г. Артемовск), где они жили и работали. Там, где открыли они месторождения каменного угля, следовало бы установить памятные знаки.
В.И. ПОДОВ, историк.