Сухоруков В.Д. Статистическое описание земли Донских казаков, составленное в 1822-32 годах / Сухоруков В.Д. — Новочеркасск: Областная войска Донского типография, 1891. – 301 с. – (Издание Областного Правления войска Донского).
В 1819 году, по ходотайству войскового атамана войска Донского А.К. Денисова, с Высочайшего соизволения, временно учрежден был в Новочеркасске так называемый "комитет о устройстве войска Донского". Между другими предметами занятий, комитет должен был обсудить вопрос об увеличении и более правильном разграничении станичных юртов, "дабы и будущее потомство как писал атаман Денисов, не имело утеснения (в земле), а остатками затем удовлетворить чиновников". Но для этого предварительно нужно было измерить все войсковые земли и привести в известность довольствия каждой станицы и каждого чиновника в отдельности. Потому, ещё до открытия названного комитета, начата была с 1817 года войсковыми землемерами съемка земель и собрание статистических и топографических карт. Но так как работа эта в первые два года шла медленно, то, с открытием в 1819 году комитета, в распоряжение его отправлено было несколько землемеров из соседних губерний, и, кроме того, для наблюдения за съемкою земель, командирован был на Дон полковник Богданович (в 1820 году генерал-майор), в распоряжение которого поступили все землемеры и лица, занимающиеся статистическим описанием округов войска. Среди этих лиц своими способностями выделялся молодой офицер, окончивший курс в Харьковском университете в 1815 г., В.Д. Сухоруков, обративший на себя особое внимание Богдановича и генерал-адьютанта Чернышева, бывшего членом, а потом (с 1820 г.) и председателем названого комитета (впоследствии военный министр). В 1821 году на Сухорукова было возложено, под наблюдением Богдановича, собирание материалов и составление исторического и статистического описания войска Донского, с назначением ему в помошники гг. Кушнарева, Кучерова, Поснова и друг. Труд, возложенный на Сухорукова, пришелся, как нельзя более, ему по душе, и он ревностно принялся за него. Для собрания необходимых сведений, он объехал все округа войска и разобрал архив Новохоперский, а помошники его помогли ему разобрать архивы: Черкасский, Таганрогский, Дубовский, Царицынский, Астраханский и бывших крепостей: Аннинской и Дмитриевской, откуда выписал все примечательные акты, относящиеся к истории войска Донского.
Естественные произведения.
Земля Донских казаков до сих пор не была исследована ни одним естествоиспытателем, и потому о её произведениях всех царств природы, нет никакого сочинения, ни даже частных известий, основанных на методических наблюдениях; между тем, судя по одному видимому богатству и разнообразию сих произведений, оная страна достойна всякого внимания. В отношении к царству ископаемому, горы Миусского и Донецкого округов особенно любопытны. Царство растений равно обильно и разнообразно по всей здешней земле: теплый климат, различные местоположения и грунт, обширные дикие степи — все к тому способствует. В животном царстве есть богатство птиц и рыбы (звери удалились, когда умножилось здесь население); ещё более насекомые, многоразличные по своему образованию должны были бы обратить внимание испытателей.
Здесь излагаются некоторые подробности о каждом из трех царств природы, особенно только в отношение доставляемых ими или могущих проистекать от них различных выгод и удобностей в способах жизни, в распространении промышленности и проч.
1. Царство ископаемое.
Не имея ученых минералогических известий о недрах Донской земли, по одним поверхностным наблюдениям открываются здесь следующие, достойные особенного внимания, ископаемые: каменный уголь, черный карандаш или мыловка, затверделый глинистый шифер, или аспид различных видов, известковый камень, мел, поваренная соль, английская, или глауберова соль, слюда, селенит, железная и свинцовая руды, серный колчедан, купорос и проч. Здесь исчислены только те ископаемые, кои, по значительному количеству их, приносят или могут принести общественную или частную пользу, или составляют предмет народной промышленности. Прочие ископаемые, в меньшем количестве здесь содержащиеся, частью упоминаются при описании гор.
Каменный уголь находится почти по всей Донской земле; но преимущественно изобильны им округа: Миусский, Донецкий и Первый Донской. При хозяйственном и правильном добывании его, он может обойтись весьма дёшево и, в безлесных местах Донской земли принес бы значительную пользу, заменив дрова в кирпичных и винокуренных заводах, при обжиге извести и даже в домашней отопке и проч. Но здесь не обращено внимания на сие полезное вещество, которое употребляют в одних только кузнечных работах, а потому и добывание оного, весьма впрочем малозначащее, производится простою ломкою, без всяких правил. Добывают его только крестьяне чиновников в некоторых деревнях, по речкам Миусу, Крынке, Грушовке, Кундрючье, Донцу, Быстрой и Кадамовке. По Донцу и Быстрой производилась ломка каменного угля на войсковые потребности, и собиралось оного довольное количество; но средства добывания равно были самые простые. Здесь лучший уголь находится по Донцу, в балках Рубежной и Шляховой; почти того же свойства содержится оный по речкам Кадамовке и Грушевке. Воз каменного угля на месте продается от 6 до 10 руб., а с перевозкою в Новочеркасск, Ростов и Нахичевань, от 10 до 15 руб.
Ампелит, черный карандаш, или мыловка, находится почти во всех горах Миусского округа и частью в округе Донецком. Положение слоев его почти везде единообразно: он покрыт затверделым глинистым шифером или аспидом, которого слои, начинаясь по большей частью под наносной землей, идут, постепенно смягчаясь, карандаша. Пласт сего последнего в ¾ аршина и содержится в глубине от земной поверхности почти на 2 сажени. Положение оного весьма редко бывает горизонтальное, а более под углом. Под ним следует кварц и мергель. Доброта карандаша сего испытана: он совершенно может заменить выписываемый из чужих земель: имеет немного меньшую черноту, но в мягкости и хорошей черте едва ли не превосходит выписной. Добывание и выделывание его стоило бы здесь несколько раз дешевле иностранного; при том же здесь его так много, что можно совершенно удовлетворять потребностям целой России. Сколь не очевидны выгоды сии, но доныне ещё никто не занялся оною полезной частью хозяйства.
Затверделый глинистый шифер, или аспид, содержится повсеместно в округах Миусском, Донецком и Первом Донском. Самый наилучший аспид и в большом количестве находится около рек: Миуса, Крынки, Саустьяновки, Скелеватой; здесь идут целые горы сего ископаемого, под тонким слоем наносной земли, а местами и совершенно наружно. Опыт показал хорошее достоинство здешнего аспида; в слободе Новопавловке Донскими чиновниками Васильевыми, коим она принадлежит, заведена небольшая фабрика для обрабатывания аспидных досок. У них нет хороших мастеров, при всем том полируют аспид довольно чисто и выделывают доски величиною от 2 четвертей до 2 аршин, с соответственной тому шириною. Можно утвердительно сказать, что здешний аспид, рачительно обработанный, ни в чем не уступил бы выписному и, обходясь гораздо дешевле, мог бы удовлетворить всем учебным и другим потребностям в России. Ныне, кроме упомянутой малозначащей фабрики, нет здесь никакого другого заведения для разработки аспида. Достойно примечания, что близ деревни Новопавловки попадаются так же следы марганцевой руды в кварцевой жильной породе; без сомнения её найти можно и в других местах Миусского округа; но сие требует дальнейших наблюдений и исследований.
Плотный известковый камень и мел находится почти на всей земле войска Донской; последнего несравненно более: горы, идущие над правым берегом Дона, от устья Хопра вниз, на пространстве более 300 верст, почти все суть меловые; подобных гор весьма много находится по берегам Хопра и Донца. Жители пользуются им только в домашнем быту. Известковый камень большими глыбами находится только в Миусском, Донецком и Черкасском округах; здесь в некоторых местах, по удобности, строят из него здания, а всего более выжигают известь. В Новочеркасске на строения употребляют особого рода камень, называемый здесь жёлтым (о коем упомянуто выше); он хотя на открытом воздухе и выветривается, но, быв оштукатурен, выдерживает многие годы. Грушевский камень, так называемый здесь по нахождению его около Грушевской станицы, принадлежит к породе плотных известковых камней; по большей прочности своей, в сравнении с жёлтым, и трудности добывания, он употребляется единственно на войсковые здания. Ещё из роду известкового камня достоин особого внимания, так называемый здесь, морской, или белый камень и калитвенский; первый содержится в значительном количестве неподалеку от города Таганрога, на берегу морском; он беловатого цвета, плотен и крепок; последний, находящийся по речке Калитве, имеет цвет несколько темнее и крепостью может равняться мрамору. В обоих местах камень сей лежит на весьма значительном пространстве; он так же как и Грушевский, употребляется только на одни общественные здания, потому что добывание его из гор чрезмерно затруднительно и требует больших издержек.
Поваренная соль образуется на озёрах, так называемых соляных, находящихся на задонской степи в Первом Донском округе. Они составляют единственный источник, из коего все жители Донские довольствуются солью. Но поелику добывание оной составляет важный предмет народной промышленности, то о сем подробнее будет объяснено в главе о промышленности.
Глауберовой солью изобилуют многие озера и ручьи Черкасского и Первого Донского округов, но её здесь не добывают.
Слюда и селенит находятся в довольном количестве по округам: Миусскому, Первому и Второму Донским и Донецкому. В некоторых оврагах можно найти целые жилы и пласты сих ископаемых, простирающиеся на большое протяжение. Слюда и селенит у казаков остаются без употребления.
Из железных руд здесь преимущественно находится: бурый железный камень, болотные руды, кровавик и кварц, окрашенный железной охрой. Главное их месторождение в Миусском округе и по Донцу; но также попадаются очевидные следы оных в горах, простирающихся по берегам рек Дона и Хопра. В каком количестве находятся здесь руды сии, и есть ли настоящие их пласты, не известно. За несколько лет перед сим на Хопре, в юрту Безплемяновской станицы, при речке Безименке, отыскана была изрядной доброты железная руда, которая (как по испытанию тогда открылось) содержала в 100 частях 30 железа.
Следы свинцовых руд приметны в Миусском округе, по реке Нагольной. Здесь на нагорной стороне, в логах, часто вымывается дождями свинцовый блеск отдельно или с породой смешанный, почему предполагать можно было сего места рудную жилу. В вымываемых кусках блеска по пробе найдено в 100 – 40 свинца.
Видимое пластование в сих местах следующее: желтоватая и красноватая глина, затверделый глинистый шифер, плотный и охрусталованный кварц, окрашенный, или вместе со свинцовым блеском соединенный. Также открыты свинцовые руды на речке Нагольной и около поселка Есауловского, на речке Крепинской.
Серный колчедан в различных видах находится в известковых горах, правый берег Дона соправождающих, его здесь никогда не добывали.
Равным образом и купорос, находящийся в разных местах Первого Донского округа, остается без всякого исследования.
Заметить однакож должно, что все сказанное здесь о рудах требует еще точнейших исследований.
В заключение статьи сей не излишне упомянуть об открытых в земле Донских казаков в 1723 году серебряных рудах, о коих ныне ничего не известно. Употребленный от берг-коллегии полковник Греченинов нашёл здесь в четырех местах серебряную руду: 1) по речке Голубой; 2) на Дону, в 4 верстах ниже Ведерниковской станины; 3) на речке Кундрючья, в 5 верстах от Кундрючьего городка (не известно верхнего, или нижнего); 4) по реке Донцу, от того Кундрючьего городка верстах в 50. Не известно, была ли деланы пробы тем рудам, и каковы оказались они.
Скачать PDF