Admin Control Panel 

  ЗаписиСторінкиНалаштуванняДизайнHTMLКоментаріAdSenseСтатистикаЕфективністьGoogle АналітикаВихід 
Drop Down MenusCSS Drop Down MenuPure CSS Dropdown Menu

понеділок, 21 серпня 2017 р.

Геогностический очерк части Полтавской губернии Г. Поручика Соколова (Горный журнал 1843 Кн. 1 январь)


Геогностический очерк части Полтавской губернии 
(Г. Поручика Соколова)

Известь и алебастр, как два необходимые материала при каждой постройке, составляют немаловажную отрасль промышленности, и близость или дальность расстояния этих материалов от городов имеет значительное влияние на распространение в них различных построек и зданий. Губернский город Полтава может служить лучшим этому доказательством. Получая известь из Белгорода, а алебастр из Бахмута, жители Полтавы, никак не могут, в распространении построек, стать на ряду с обывателями других городов, в которых материалы эти, по причине недальности нахождения, обходятся гораздо дешевле. Поэтому открытие известняка и алебастра в самой Полтавской губернии обращало на себя постоянное внимание Правительства. — Года два тому назад, открыто было, около города Лубны, в землях Г-жи Андреевой, месторождение гипса и известняка; через несколько времени, еще одно месторождение гипса открыто было в Константиноградском округе, в казенном селении Староверовке. Эти открытая подали повод надеяться, иметь наконец в Полтавской губернии туземные известь и алебастр, через открытие подобных же месторождений в других местах губернии. — Поэтому, тамошнее Управление Государственными крестьянами ходатайствовало об откомандировании к ним горного офицера, как для исследования помянутых месторождений, так и для того, чтобы, если возможно, открыть новые месторождения гипса и известняка, в казенных землях. Для этой откоммандировки был назначен я, причем мне предписано было осмотреть в геогностическом отношении часть Полтавской губернии, заключающуюся в уездах Константиноградском, Кобылянском и Лубенском. Но прежде, нежели я изложу результаты моей поездки, я сделаю краткий обзор формациям, встретившимся мне на пути от Луганского литейного завода до Полтавской губернии.

Читателям Горного Журнала небезызвестно должно быть, что Луганский литейный завод стоит на меловой формации, являющейся здесь в виде мелового рухляка. Рухляк этот с севера идет из-за реки Донца, а к югу от завода, оканчивается в 25 верстах от него, около села Успенского. Здесь, являясь в последний раз в виде двух отдельных холмов, он наконец уступает место каменноугольной формации, состоящей из различных известняков, песчаников и глин. Эта каменноугольная формация, имея общее простирание на северо-запад, к югу распространяется в землю Войска Донского; по направлению от востока к западу, доходит до города Бахмута; а на севере, около Лисичанска переходит на левый берег реки Донца в Харьковскую губернию, где она является в отклоне Красной горы, в 4-хъ верстах от села Кременного. Здесь, по мнению Подполковника Бледе (* Горный Журнал, за 1841 год № 5-й), она составляет ярус новейшей, в сравнении с каменноугольною формациею Лисичанска и вообще Екатеринославской губернии.

Около города Бахмута, как я уже сказал, каменноугольная формация оканчивается, и сменяется новым красным песчаником. Сия последняя формация, ограничиваясь в Екатеринославской губернии почти со всех сторон формациею каменноугольной, является в Харьковской губернии, как кажется, у города Славянска (* С.С.). Далее она опять сменяется каменноугольной формациею, наиболее развитою у села Петровского, в 50-ти верстах к западу от города Изюма. Здесь эта формация, как и вообще, состоит из различных известняков, песчаников и глин, между которыми залегают пласты каменного угля и желваки глинистого и песчанистого железа. Подполковник Бледе ставит всю эту формацию выше Лисичанской и параллельно той, которая является в отклоне Красной горы. Он предполагает, что значительная часть Харьковской губернии состоит из каменноугольной формации, скрывающейся на довольно большой глубине под формациями новейшими, как то: под юрскою (у села Петровского и Каменки), под меловою (у Старобельска, по реке Донцу на границах с Екатеринославскою губерниею, и у Харькова), и наконец под третичною (у Изюма, Харькова и далее за ним).

Юрская формация, встречающаяся у села Петровского и Каменки, состоит из песчаника и плотного известняка, переходящего в оолит.

По дороге от Изюма к Харькову, господствующею формациею является третичная, которая, около Харькова, выказывает из под себя формацию меловую. В этих третичных осадках, которые отсюда простираются до самого города Полтавы, были найдены, в 1839 году, около заштатного города Недригайлова, на границе Харьковской и Полтавской губерний, кости млекопитающих, из породы мамонтов (* Горный Журнал на 1840 год № 4-й). 

И так на пути из Луганского завода до Полтавской губернии, встретил я следующие формации: Сначала меловую, потом каменноугольную, далее красный песчаник, который, потом, сменяется вновь каменноугольною, потом опять меловую и наконец третичную.

Теперь приступим к описанию формации Полтавской губернии.

Город Полтава стоит на возвышенном правом береге речки Ворсклы, состоящем из желто-бурой рухляковой глины, заключающей в себе желваки белого кремнистого известняка. Такая глина продолжается до деревни Новой Сенжары, лежащей к югу от Полтавы. От деревни Новой Сенжары начинается белый сыпучий песок, который доходит до самого Днепра, и продолжается по его берегам. Я проехал по Днепру, от границы Полтавской губернии с Екатеринославскою до города Кременчуга, и везде встречал лишь этот белый песок, с рассеянными в нем валунами гранита и сиенита. В одном только месте, не доезжая деревни Келеберда, в первый раза увидел я пласты песчаников желтого и черного цветов; песчаники эти рыхлы и не содержат, в себе даже и следов окаменелостей.В самом городе Кременчуге, на левом берегу Днепра, выставляются массы гранита. Здесь я оставил Днепр и отправился по направлению к северу в город Лубны. До деревни Пироги, на реке Кагамлике все тот же белый песок; при этой деревне, он сменился черным песчаником, виденным мною у деревни Келеберды. Песчаник этот, в мокром состоянии, имеет цвет совершенно черный, но при высыхании он белеет, и делается наконец серовато-белым.

Приближаясь к Лубнам, почва принимает характер известковый. Начинаются неправильные холмы белого и желтого, совершенно рыхлого мергеля, не заключающего в себе ни каких органических остатков.

Из Лубен отправился я в лежащее в 17 верстах от города казенное селение Тишки, в котором находятся ломки известняка и алебастра. Здесь в земле Г-жи Андреевой нашел я следующего рода обнажение: сначала идет желтый песок, под ним идет щебень, состоящий из неправильных кусков серого песчаника и желтого известняка. Далее идет черная землистая глина, в которой заключается разрабатываемый теперь кабан гипса.

В полуверсте от гипсовой ломки, находится ломка известняка. Сей последний залегает таким образом: сначала идет чернобурая глина, заключающая в себе желваки белого мергеля; этот мергель, развиваясь мало-помалу, вытесняет собою глину и, в свою очередь, вытесняется глинистым известняком серого цвета, переходящего в другое видоизменение известняка. Это последнее видоизменение состоит из плотного пахучего известняка синего цвета, с пустотами, наполненными кристаллами известкового шпата. Местами принимает он конгломератное сложение и ломается неправильными кусками, с неровным изломом (* Этот самый известняк употребляется здесь на выжигание извести.). Весь этот ряд пород оканчивается совершенно прямою стеною, и отсюда начинается толща черной глины, которая далее, по горизонтальному направлению, уступает место массам желтого песка. Между известняковою и алебастровою ломками, в небольшом овраге, встречается красная сланцеватая глина с селенитом. Наконец, в расстоянии отсюда полуверсты, в казенных землях, встречается щебень, состоящий из землистого мергеля, с обломками чрезвычайно железистого известняка.Все перечисленные мною породы являются в одном и том же холме, и на пространстве немного большем версты, появляются в таких неправильных видах, переходы их так неясны, и все это так перепутано, что нет ни какой возможности определить порядок их наслоения.

Те же самые, рассыпающиеся мергели, которые встретил я, подъезжая к Лубнам, идут от Лубен, по дороге к Полтаве, до селения Белоцерковки. Здесь опять встречается Полтавская бурля глина, с валунами белого известняка; под нею лежишь желтый сыпучий песок, а ниже желто-белый, тот самый, который по берегам Днепра составляет исключительную горную породу. Этот белый песок простирается здесь на известную глубину, ибо русла реки Псиола и других, впадающих в него речек, проходят в этом самом песке.

От селения Белоцерковки до самой Полтавы идет одна и та же бурая глина.

Верстах в 20-ти к северу от Полтавы, в деревне Гавронцах, на правом берегу реки Ворсклы, находится ломка песчаника, который, в виде огромных отдельных масс, залегает  в рассыпающемся песке белого и желтого цветов. Сверху песчаника лежит тоже бурая глина.Подобные же породы встречаются в деревне Берестовеньке, на реке того же имени, в Константиноградском округе.

Наконец в селении Староверовке, под бурою глиною с валунами белого известняка, является гипс, как в виде селенита, так и в виде сросшихся в шарообразные массы кристаллов. Под этою последнею глиною залегает опять белый сыпучий песок.

И так на всем осмотренном мною пространстве, нашел я следующие породы:

Глинистые.

1. Бурая глина, с валунами белого известняка, которая тянется от селения Белоцерковки на восток через Полтаву, Константиноград, и до самых границ Полтавской губернии с Екатеринославскою и Харьковскою.
2. Серая лепная глина с селенитом, в селении Староверовке.
3. Черно-бурая глина с желваками белого мергеля в селении Тишки.
4. Красная сланцеватая глина, с селенитом, там же.
5. Серая землистая глина, в которой залегает шток гипса, там же.

Песчаные.

1 Желтый сыпучий песок, в котором залегают отдельные массы песчаника. В селах Гавронцах и Берестовеньке.
2. Белый сыпучий песок, который идет к югу от Полтавы до берегов Днепра, и отсюда на север, до деревни Пирогов.
3. Черный рухлый песчаник, идущий от деревни Пирогов к северу, почти до города Хорола.

Известковые.

1. Землистый мергель, простирающийся от города Хорола, на восток до селения Белоцерковки и на запад за город Лубны.
2. Щебень, состоящий из землистого рухляка, с заключающимися в нем обломками железистого известняка. В селении Тишки.
3. Белый мергель. Там же.
4. Серый глинистый известняк. Там же.
5. Синий пахучий известняк, кристаллического сложения. Там же.
6. Гипс и селенит. В селениях: Тишки и Староверовке.

Ни в одной из этих пород не заключается даже и следов окаменелостей. Весьма затруднительно породам этим определить место в ряду формации. Бурая глина, с валунами известняка, конечно должна быть причислена к почве третичной, но, как я уже сказал, в ней найдены были кости млекопитающих. Остальные же породы можно отнести к формации красного песчаника. На это я не могу привести ни каких других доказательств, кроме сходства, существующего между здешними и Бахмутскими породами.

Относительно месторождений гипса, можно сказать следующее.

Серая лепная глина, с желваками кристаллического гипса, не есть, как думали некоторые, продукт разрушения близлежащего гипсового штока, но составляет сама по себе отдельное месторождение гипса, и следовательно не может служить указателем к открытию вблизи другого, более надежного месторождения. Разработка же серой лепной глины, для выборки из нее небольших желваков гипса, вряд ли может принести выгоду, потому что при этом по крайней мере три четверти всей выработанной породы должны идти в отвал. Само собою разумеется, что цена на алебастр до того возвысится, что превзойдет цену привозного Бахмутского алебастра.

Гипс, в землях Г-жи Андреевой, около города Лубны, залегает в виде огромного кабана, и в соседственные казенные земли не продолжается, но уходит в глубину. И хотя нет невозможности найти гипс в казенных землях, но на это нужны средства и время. 

Известняк, попадающийся в казенных землях у селения Тишки, на выжигание извести не годится, по причине большого содержания железа.

Вообще же должно заметить, что сели бы понадобилось производить разведки, для отыскания гипса и известняка, то должно их производить не в Константиноградском и Кобылякском округах, но около города Лубны, и далее за ним к северу и западу.

Скачать PDF