Admin Control Panel 

  ЗаписиСторінкиНалаштуванняДизайнHTMLКоментаріAdSenseСтатистикаЕфективністьGoogle АналітикаВихід 
Drop Down MenusCSS Drop Down MenuPure CSS Dropdown Menu

субота, 17 червня 2017 р.

Исторический очерк Луганского литейного завода. Статья Г-на Горного Инженер-Поручика Носова (Горный журнал 1854 Кн. 10 октябрь)


Статья горного инженер-поручика Анемподиста Носова, изданная в Горном журнале на 1854 год. Анемподист Алексеевич Носов (Носов 1-й) родился в 1830 году. После окончания Института корпуса горных инженеров (1852) направлен на службу в Луганский округ, был смотрителем Успенского рудника. Проводил разведку железных руд и каменного угля на юге России, геологические исследования на Сахалине, Алтае. В 1860-х руководил партией по изучению западной части Донецкого бассейна с составлением геологической карты.


Луганский литейный завод находится в Екатеринославской губернии в Славяносербском уезде и лежит под 48°, 8', 8" северной широты.

Название Луганский завод получил по устройству своему при речке Лугани, в которую впадают две небольшие речки: Белая и Ольховая, сама же Лугань впадает в Северный Донец, в 15 верстах от завода при Луганской станице. Все эти речки по мелководию не способны к судоходству. Правительство обратило внимание на этот предмет, и в ноябре месяце 1828 года снаряжена была Комиссия Инженерных Офицеров под Начальством Инженер-Майора Крафта для измерения глубины по всему протяжению Донца. Следствием этих измерений доказано, что только в весеннее время при большом разливе можно производить водное сообщение.

Климат жаркий и притом чрезвычайно изменяющийся, страна эта, будучи окружена степями, и следовательно, удалена от лесов, подвержена действию сильных ветров. Почва ее состоит из рыхлых известковых пород, удобно всасывающих влагу и принадлежащих к меловой формации.

Окрестные жители преимущественно занимаются хлебопашеством, винокурением и скотоводством. Число их при селении Луганского завода доходит до 2286 человек, а мастеровых собственно при заводе 1270 человек, итого 3556 человек.

От губернского города Екатеринославля отстоит на 385 верст, от уездного же Славяносербска — на 29 верст. Луганский завод лежит близко от большой Таганрогской дороги и в 180 верстах от судоходной реки Дона.

Луганский литейный завод устроен в Царствование Императрицы Екатерины II по поводу войны с Турцией вследствие необходимости снабжения Черноморского флота орудиями и снарядами, равно и для строившихся в то время южных крепостей нужны были орудия и снаряды, прежде доставляемые с Липецкого и Херсонского заводов, отливавших их из собственного чугуна. Но леса, принадлежащие этим заводам, истребились, и оказался недостаток в древесном горючем материале, что и послужило причиной к уничтожению этих заводов. По уничтожению их как орудия, так и снаряды для Черноморского флота и южных крепостей должны были отливаться на Сибирских заводах, но доставка с оных стоила весьма дорого, и притом по причине большего расстояния требовалось много времени и на сам провоз, то Правительство было озабочено устроить завод, который был бы близок к месту самого действия, а потому в наискорейшем времени мог бы удовлетворять требованиям Артиллерийского ведомства.

Намерения Правительства были подкреплены еще и тем, что в это же самое время в Бахмутском и Славяносербском, бывшем Донецком, уездах открылись железные руды и каменный уголь, что и подало мысль бывшему Генерал-Фельдцейхмейстеру Платону Александровичу Зубову устроить в этих местах чугуноплавильный завод, вследствие чего отдано было приказание Действительному Статскому Советнику Гаскойну, бывшему директору Олонецкого и С.-Петербургского заводов, исследовать минералогически Бахмутский и Славяносербский уезды и сделать оным подробное описание. Сообразно этой цели был командирован Надворный Советник Аврамов, который, исследовав, донес о благонадежности тамошних руд и каменного угля, показал притом и удобство заложения в тех местах завода при речке Лугани и впадающих в оную Белой, Ольховой и Лозовой.

Вследствие этих донесений Г. Генерал-Фельдцейхмейстер Зубов всеподданнейше докладывал блаженной памяти Государыне Екатерине II об устройстве завода, на что и воспоследовало высочайшее соизволение 14 ноября 1795 года, причем на устройство этого завода всемилостивейше ассигновано было 650,000 руб. из сумм, отпускаемых на содержание шхун для морского ведомства и на содержание самого завода по 90,000, ежегодно выдаваемых из казенной Палаты бывшего Екатеринославского Наместничества.

В 1796 году Гаскойн приступил к устройству самого завода, причем для производства земляных работ он получил пехотную роту, а для употребления при различных мастерствах — 100 семейств с Александровского и 300 с Липецкого заводов.

С кончиною императрицы Екатерины II остановилось и само устройство завода, но ненадолго, потому что Правительство вскоре увидело необходимость в устройстве подобного заведения в южном крае России. Тайный Советник Соймонов, председательствовавший в Берг-Коллегии, по предварительном рассмотрении сметы с Гаскойным и уменьшив оную на 97,000 рублей ассигнациями, всеподданнейше испрашивал дозволение на окончательное устройство сказанного завода, на что и воспоследовало высочайшее утверждение в 1797 году. Между прочим, он в этом докладе испрашивал:

1) Купить или меною приобрести 470 душ у помещика Юзбаша.
2) По недостатку земли у мастеровых отделить оную от села Вергунки.
3) Леса, по Донцу находящиеся, зачислить в заводскую собственность.
4) Перевести с Херсонского завода 280 душ.
5) Чугун с Липецкого завода, негодные орудия и снаряды, находящиеся в южных крепостях России, отдать заводу.

Для производства письменных дел по заводу в 1795 году учреждена была при Екатеринославской Казенной Палате Горная Экспедиция, но так как с увеличением заводского действия и производство дел получило больший объем, то вместо упомянутой экспедиции открыто в 1798 году при самом заводе Горное Правление, которое в 1802 году от Министра Финансов, согласно представлению директора завода, получило некоторые изменения, состоящие главнейше в том, что внутренние распоряжения по заводскому действию отнесены были к обязанности Горного Правления, а внешние предоставлены были Директору. Потом, со смертью Действительного Статского Советника Гаскойна, все принадлежащие ему права относительно управления Луганским заводом сосредоточены были в лице Горного Начальника, а вместе с тем и само Правление в распоряжениях своих подчинено зависимости от него, что продолжалось до 1828 года, когда состоялось Высочайше утвержденное положение Комитета Гг. Министров о приведении Луганского завода в лучшее состояние. На основании этого положения Горное Правление при Луганском заводе, существовавшее около 30 лет, обращено в Главную Контору.

В 1799 году устройство завода было окончено, и Директором оного Гаскоиным положено было проплавлять Городищенские железные руды каменным углем, но так как руды эти, проплавляемые таким образом, не доставляли хорошего чугуна, то после многократных и безуспешных опытов принуждены были плавку остановить и приступить к отливке снарядов и орудий из чугуна, доставляемого на завод с южных крепостей и от Черноморского флота в негодных орудиях и снарядах. С увеличением круга заводского действия оказался в чугуне большой недостаток. Бывший тогда Горный Начальник завода Обер-Берггауптман 5 класса Нилус представлял в 1806 году Горному Департаменту о невозможности выплавлять чугун из собственных руд и испрашивал позволение покупать оный на Сибирских заводах.

Вследствие этого представления Горный Департамент отправил Обер-Берггауптмана 5 класса Ильмана для окончательной разведки железных руд. Ильман по приезде своем снова начал оставленные и неоднократно повторяемые опыты, но результатом этих новых усилий было одно и то же: невозможность получить из открытых тогда руд хорошего качества чугун, почему Министр Финансов, Действительный Тайный Советник Голубцов, согласно представлению Горного Начальника и донесению Г. Ильмана о бесполезности открытых железных руд, предложил Горному Департаменту отпускать потребное количество чугуна с Сибирских заводов по цене, означенной 463 статьей проекта Горного Положения. С того времени Луганский завод пользуется Сибирским чугуном, употребляя на покупку и доставку оного деньги из суммы, ассигнуемой ежегодно на содержание завода.

Таким образом, первоначальная цель учреждения в здешнем краю чугунолитейного завода, состоящая в получении чугуна из собственных железных руд, впоследствии изменилась в главнейшем основании.

Здесь следует упомянуть о пособиях, доставленных Правительством Луганскому заводу для перевозки в оный с мест добычи каменного угля и состоящих в том, что при учреждении завода приписаны были к нему четыре казенные селения: Хващовка, Орехово, Петропавловка и Городище, жители которых обязаны были обыкновенные крестьянские подати зарабатывать по числу ревизских душ преимущественно перевозкой угля, а завод должен был платить за них подати в Казенную Палату.

На основании этого означенные крестьяне до 1811 года лежавшую на них повинность выполняли исправно, с этого же времени начали от нес уклоняться и просить, чтобы по весьма бедному состоянию, в которое они пришли от частых скотских падежей и неурожая хлеба, избавить их от исправления заводских работ.

Комитет Гг. Министров по представлению Г. Министра Финансов журналом, состоявшимся 4 февраля 1819 года, находя, что возложенная на крестьян повинность возить уголь действительно должна быть для них отяготительна и что при обременении этих крестьян не было бы никакой справедливости со стороны Правительства оставить участь их без всякого внимания и допустить, чтобы они продолжали нести повинность, в сравнении с другими казенными крестьянами того края, превосходнейшую и с самыми силами их не соразмерную, — признал нужным, чтобы Екатеринославский Гражданский Губернатор вместе с Начальником Луганского завода вошли в подробное соображение, как удобнее на будущее время исправлять заводские работы, лежавшие до того времени па обязанности приписных крестьян.

Вследствие таких соображений Высочайшим Указом, блаженной памяти Государя Императора Александра Павловича, данным Правительствующему Сенату в 10-й день января 1821 года, повелено: приписных к Луганскому заводу крестьян от исправления лежавших на них по этому званию работ освободить навсегда, начиная с июля 1821 года, а в близлежащих к Луганскому заводу селениях: Третьей Роте и Каменном Броде — крестьян зачислить в непременные работники и ввести их во все права, принадлежащие таким работникам по другим горным заводам, исключая те изменения, какие потребуются, смотря по местным обстоятельствам Екатеринославской губернии и по различию ее климата от климата хребта Уральского.

Из вышесказанного видно, что Луганский завод после первых неудач своих в выплавке чугуна каменным углем из добываемых в окрестностях руд и исходатайствованием позволения отливать орудия и снаряды из Сибирского чугуна отдалил на долгое время цель, предположенную при основании его.

Несмотря на то, бывший Министр Финансов граф Канкрин, обращая попечительное внимание на это единственное заведение в южном крае России, стоившее Государству значительных издержек, желал удостовериться, могут ли быть когда-либо достигнуты ожидаемые в течение столь долгого времени от оного выгоды. По случаю перемены в управлении Луганского завода, происшедшей в конце 1826 года, Граф признал необходимым отправить в завод в должности Берг-Инспектора, Обер-Берггауптмана 5 класса Ковалевского, которому, кроме других предметов, поставлено было в обязанность войти совершенно в положение Луганского завода и изыскать средства к улучшению оного. Обер-Берггауптман Ковалевский, первоначально бывший на службе при Луганском заводе, подробно знавший окрестности его, по прибытии в завод в начале июля 1827 года по соглашению с Горным Начальником составил разведочные партии для точнейшего исследования Донецкого кряжа, снабдил их нужными пособиями и надлежащими инструкциями.

Посланные партии по прошествии короткого времени раскрыли в некоторых местах старые рудные прииски, определили достоинство руд с большей точностью, нежели как определено было прежде, сверх того, им удалось сделать новые открытия месторождений железных и прииски свинцовых руд, последние обратили на себя преимущественно внимание Начальства.

По возвращении Г. Ковалевского в сентябре того же года в Петербург представлен им отчет Г-ну Министру Финансов, основанный на собранных местных сведениях о Луганском заводе с изложением предположений к лучшему устройству оного. Сообразно этих предположений, сделано от Высшего Начальства распоряжение, чтобы разведку свинцовых руд произвести сколь возможно подробнее, для чего командирован в 1828 году Департаментом Горных и Соляных Дел Маркшейдер 9 класса Быков, который в декабре месяце того же года оставил разведку месторождении свинцовых руд по случаю чрезвычайно холодной зимы, и о дальнейшей его разведке ничего определительного не известно.

В 1830 году Быковым производились два раза опыты проплавки свинцовых руд, но были безуспешны, почему и приостановлены.

В 1830 году, по распоряжению Департамента Горных и Соляных Дел, снова был послан для точных разведок серебросодержащих свинцовых руд Горным Начальником Обер-Бергмейстером 7 класса Ильиным, Шихтмейстер 13 класса Першин 2-й. Разведки эти к зиме, в декабре 1832 года, остановились, и дальнейшее продолжение их, как видно из отчетов Шихтмейстера Першина, более не производилось.

В 1839 году, в мае месяце, Министром Финансов Графом Канкриным предложено было Горному Начальнику Луганского завода исследовать места от Донецкого монастыря до города Богучара Воронежской губернии, где объявлено было в 1823 году нахождение серебросвинцовых руд, для чего и послан был Горным Начальником Штабс-Капитан Смирнов, который донес, что там серебросвинцовых руд не находится.

В 1830 году Управляющий Департаментом Горных и Соляных Дел, бывший впоследствии Сенатором, Генерал-Лейтенант Корнеев, осматривая Луганский округ, нашел, что открытые при с. Нагольном железные руды могут легко обеспечить действие одной доменной печи, а имея в виду пользу, которую может извлечь Луганский завод из этого нового производства, предложил Горному Начальнику от 12 августа 1830 года составить Горный Совет и войти по этому в ближайшее соображение. Заключение Совета относительно сказанного предложения состояло в том, что он признал на первый раз необходимым добыть 180,000 пудов железных руд и для переплавки их устроить две доменные печи: одну для действия, а другую в запас, с 8-двудувными цилиндрическими мехами и паровой машиной в 30 сил. Мнение это, представленное Управляющим Департаментом Горных и Соляных Дел на рассмотрение Графу Канкрину, было им утверждено, о чем Горному Начальнику сообщено предписанием от 4 февраля 1831 года.

В 1832 году по Высочайшему повелению вызван был в Луганский завод из Верхней Силезии для проплавки железных руд Горный Чиновник Мадейский. Произведенные им опыты над плавкой железных руд, хотя и не вполне достигли ожидаемых от них результатов, по крайней мере, подали надежду на возможность выплавлять в Луганском заводе чугун из собственных руд.

Для осуществления этого предположения в 1834 году Департаментом Горных и Соляных Дел ассигновано было в Луганский завод 50,000 рублей ассигнациями для поисков железных руд и особенные суммы на опытную проплавку их.

Фасад и план доменного цеха
Луганского литейного завода
С 1834 по 1844 год разновременно производимы были разведки и разработки железных руд, перевезенных в Луганский завод. В это же время опыты проплавки железных руд продолжались с большим или меньшим успехом до 1844 года, но вследствие частых повреждений доменной печи были не постоянны и производились периодически, а именно: опытная проплавка руд, начавшаяся в 1834 году, вскоре была приостановлена. В 1840 году, хотя и приступили, согласно распоряжению Главноуправляющего Корпусом Горных Инженеров к проплавке железных руд, но и эти опыты были непродолжительны: они окончились в том же году. По предписанию Начальника Штаба Корпуса Горных Инженеров, ныне Сенатора, Генерал-Лейтенанта Чевкина, от 2 августа 1843 года опыты проплавки железных руд еще возобновились, но ненадолго, и в том же году были остановлены.

В 1845 году Правительство обратило особенное внимание на месторождение железных руд близ Керчи, куда, по предписанию Департамента Горных и Соляных Дел от 7 апреля 1847 года, опыты проплавки железных руд были перенесены с Луганского литейного завода.

Итак, Луганский завод со времени основания его в 1799 по 1806 год занимался сначала проплавкой городищенских железных руд, но вскоре должен был оставить обработку их и переплавлять чугун, привозимый из южных крепостей и от Черноморского флота в негодных орудиях и снарядах. С 1806 года и до сих пор переплавлял чугун, доставляемый с Гороблагодатских заводов, — и тем удален был от настоящей цели его: проплавлять чугун из собственных руд. Но Правительство, всегда пекущееся о благосостоянии Государства, усматривая большую потребность чугуна и железа в Новороссийском крае, положило основать в этих местах железное производство, для чего вследствие Высочайше утвержденного в 1852 году мнения Государственного Совета о водворении на юг и в западных губерниях железного производства, но предписанию Управлявшего Министерством Финансов от 15 ноября 1852 года и по распоряжению Горного Начальника Луганского литейного завода, со всей точностью и подробностью разведываются железные руды и каменный уголь в Бахмутском и Славяносербском уездах. Для Луганского завода ничего более не остается, как только достижение навыка выплавлять чугун из железных руд коксом или антраците и переделывать его в железо при посредстве тех же горючих материалов, как это производится в Англии, с приобретением чего виды Правительства и первоначальное назначение Луганского завода были бы достигнуты.

Скачать PDF