В Славянском районе, на высоком гористом берегу р. Северский Донец, между с. Богородичное и с. Татьяновка, возвышается гряда меловых холмов, известная как Святые горы. Это одно из самых живописных и известных туристических мест Донбасса. Здесь толща меловых пород обнажается очень крутыми склонами и живописными скальными обнажениями писчего мела. Обнажение имеет большое научное и историческое значение, и внесено в реестр Геологических памятников Украины. В 1963 г. Святые горы (тогда - Горы Артема) были объявлены памятником природы, в 1975 г. — Государственным ландшафтным заказником, в 1997 г. — Национальным природным парком.
На высокой 80-метровой меловой скале над Донцом находится старинный пещерный монастырь. Впервые название этой местности упомянуто австрийским послом при Московском дворе Сигизмундом Герберштейном, дважды совершившим путешествие в Московию (1517, 1526 гг.). В своих «Записках о Московских делах», изданных в XVI веке, барон С. Герберштейн отмечает, что «...воины, которых государь по обычаю держит там, на карауле с целью разведок и удержания татарских набегов, ... видели около устьев малого Танаида, в четырех днях пути от Азова, возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, какие-то мраморные и каменные статуи и изображения». Русские летописи XVI века отмечают роль Святых Гор как сторожевого пункта на южных окраинах Российского государства. Первое документальное свидетельство о пещерном монастыре в Святой Горе относится к 1624 году.
Наиболее древним памятником Святогорского монастыря являются пещеры меловой скалы. Пещерный комплекс в меловой скале состоит из храмов, келий, усыпальниц, трапезной и хозяйственных помещений, расположенных на разных уровнях скалы и путей сообщения между ними. Общий объем пещер составляет около 7 тыс. м³, площадь - 2,5 тыс. м².
О дате возникновения Святогорского монастыря нет точных данных, есть только несколько гипотез о его происхождении. Даже монахи XVII ст. не знали кем и когда устроен монастырь. Единственное, что знала монашеская братия — это то, что монастырь устроен «в каменной горе из давних лет», и что «в том монастыре, в горе, церковь Успения Пресвятыя Богородицы освящена в Царство блаженныя памяти Великого Государя Царя и Великаго Князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца в 1634 году».
Одна из наиболее популярных гипотез относит начало обители к середине XIII века, когда после монголо-татарского нашествия на Киевскую Русь часть монахов Киево-Печерской Лавры вынуждена была удалиться из родной обители и обрела новое пристанище в Святогорских пещерах. Менее известна, но весьма популярна гипотеза писателя Е. Маркова о появлении христианского очага в Святых Горах еще в IX в., во времена просветительской деятельности Кирилла и Мефодия среди народов Хазарского каганата, под власть которого входила данная местность.
Вершину меловой скалы с пещерами венчает Николаевская церковь — шедевр народного украинского зодчества XVII в. Отличительные ее черты — композиционное единство с самим утесом и живописным природным ландшафтом. Храм бесстолпный, однонефный, увенчанный тремя разновеликими главами. Восточная (алтарная) часть церкви высечена в меловой скале — это остатки древней Успенской церкви находившейся на этом месте. После ее разрушения в XVII в., была пристроена кирпичная часть храма и колокольня, а среди паломников родилась легенда о чудесном появлении Николаевской церкви за одну ночь и что строилась она тайно за меловой стеной, а по окончании строительства стену обрушили явив народу сей храм. В 1851 г. Николаевская церковь частично перестраивается, возводится новая колокольня (западная глава), южный придел. На средства купца И. Извекова утроен новый иконостас. Здесь изредка проходит служба, собирая несметное количество верующих. Сохранившийся рисунок меловой скалы с пещерами, сделанный архимандритом Иоилем и датированный 1679 г, также указывает на Успенскую церковь на месте появившейся позднее Николаевской церкви.
Пещерный период существования Святогорской обители завершается в нач. 80-х гг. XVII в. В 1679 г. строится деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла, а вместе с ней жилые и хозяйственные постройки под скалой. Археологические раскопки на месте их сооружения подтвердили наличие остатков построек и бытовых предметов конца XVII-XVIII вв.
Гора Фавор и самый крупный меловой останец Северного Донбасса — Монастырская скала. На скале — Николаевская церковь XVII в. и Андреевская часовня XIX в.
Святогорская обитель закрыта в 1922 году, что привело к исчезновению некоторых архитектурных памятников XIX в. Другие культовые, жилые и хозяйственные постройки были приспособлены под Дом отдыха, получивший в середине 20-х гг. ХХ в. наименование I Всеукраинского Дома отдыха им. Артема. В ознаменование этого события, на вершине соседней меловой горы, известной как Лысая гора, в 1927 году из железобетона вылито 22-метровую монументальную скульптуру большевика, революционера, основателя Донецко-Криворожской советской республики и руководителя профсоюзов угольной отрасли Артема (Сергеева Ф.А.). Автор монумента известный скульптор Иван Петрович Кавалеридзе. Скульптуру выполнено в авангардном стиле — кубизм, и с 2009 г. памятник внесен в Государственный Реестр объектов национального культурного наследия в составе выдающихся произведений монументального искусства Украины. Благодаря памятнику и тотальной антирелигиозной политике в годы СССР, это место имеет еще одно название - горы Артема.
Комплекс пещерных сооружений XVII в. в меловой скале не единственный памятник подземного типа Святогорского монастыря. Очевидцы свидетельствовали, что еще в XIX в. на склонах Святых Гор были видны остатки одиночных пещерных помещений, вырубленных в меловой породе. Среди них наибольшую известность приобрела подземная церковь преподобных Антония и Феодосия. Этот подземный комплекс относится по времени его возникновения к первоначальному комплексу пещерных сооружений в меловой скале. Вход в подземный храм находится к востоку от основного монастыря и вырыт у подножия горы, на которой ныне возвышается памятник Артему. Перед входом в храм в 1847 г. было основано кладбище для светских лиц - благотворителей обители и отдельных монахов, в основном духовников монастыря. Современников поражало великолепие памятников на кладбище, обилие княжеских и дворянских родов, представители которых были похоронены здесь. По обе стороны от входной арки был построен павильон над двумя склепами князей Голицыных, который становится главным архитектурным элементом всего мемориального комплекса кладбища XIX в. Рядом с князем Голицыным был похоронен в 1850 году князь Борис Алексеевич Куракин. Еще раньше, в 1847 году, погребением генерал - майора Г.Д. Иловайского, была заложена родовая усыпальница Иловайских. Непосредственно перед входом в храм были похоронены иеромонахи, духовники Святогорского монастыря 40-90-х годов XIX в. - О. Феодосий, о. Киприан, о. Паисий, о. Иоанникий. На старых фото изображены еще десятки памятников, возле храма, в т.ч. атаману Войска Донского графу М.И. Платову, действительному статскому советнику С.В. Курдюмову - первому главному врачу Славянского курорта и другим. После закрытия монастыря в 1922 году храм и некрополь при нем были разрушены. А помещение подземного храма использовалось в качестве овощехранилища санатория.
Павильон - усыпальница князей Голицыных при входе в подземную церковь прп. Антония и Феодосия.
Обнажения верхнемеловых пород вдоль дороги, ведущей по серпантину на вершину горы. Обнажения представлены белым, а также желтоватым, местами ожелезнённым писчим мелом с подчинёнными прослоями мелоподобного мергеля. Мощность отложений достигает 120 м. В меловых отложениях содержится характерная для туронского и коньякского ярусов фауна. Ниже мело-мергельной толщи, у с. Татьяновка, обнажаются отложения сеноманского яруса (славяногорская свита) и нижнемелового возраста (долинская толща) и ниже залегающие юрские известняки оксфордского яруса.
Небольшой грот
Едва различимый лик Иисуса Христа на меловой скале.
На вершине есть две смотровые площадки. Одна на Лысой горе, у подножия памятника Артему. Отсюда открывается панорама меловых холмом от Святых гор до с. Богородичного и дальше к с. Яремовка, а также невероятный вид на долину Северского Донца и архитектурный комплекс Лавры.
Стоит отметить один из исчезнувших памятников исторического и духовного наследия — Преображенскую церковь на горе Фавор. В 1864 году на одной из самых высоких вершин Святых Гор — горе Фавор, как ее назвал архимандрит Арсений, над Николаевской церковью была построена Преображенская церковь. Храм возводился на средства графини Татьяны Борисовны Потемкиной. Церковь совершенно оригинальной архитектуры, имела два яруса. В верхней части церкви, на иждивение графини Ланской, устроен был резной иконостас из темного кипариса. В нижнем ярусе церкви находился престол в честь иконы Казанской божьей матери. В Преображенской церкви служили не часто, в основном в летний период. После кончины Т. Б. Потемкиной храм пришел в запустение. Сама церковь была разобрана в середине 20-х гг. XX в. в связи с дефицитом материала на постройку электроподстанции для Дома отдыха им. Артема.
Свято-Успенская Святогорская лавра. Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. В этом году монастырю отдали разграбленный и превращённый в кинотеатр Свято-Успенский собор. В 1995 году, когда увеличилось количество братии, начали реставрацию и восстановление храмов и корпусов обители. 28 ноября 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения. Учитывая древность обители, её историческую роль, многочисленные обращения православных верующих, а также активное возрождение монастыря и его благодатное влияние на духовную жизнь региона и Украины, 9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви с благословения Патриарха Алексия Второго принял решение о присвоении монастырю статуса лавры. Таким образом, Святогорский монастырь стал третьей на Украине православной (после Киево-Печерской, и Почаевской) лаврой.
Вторая смотровая площадка находится на противоположной горе Фавор, у Андреевской часовни, стоящей на вершине Монастырской скалы. Часовня находится на уровне кровли Николаевской церкви XVII в. и занимает отметку 141 м, т. е. наиболее высокую площадку меловой скалы.
К вершине меловой скалы и пещерному монастырю была устроена в 1851 году Кирилло-Мефодиевская лестница. Совершенно оригинальное сооружение, представлявшее из себя крытую галерею с переходными башнями и позолоченными главками. Внутри башни были украшены живописью, предположительно с авторством И.Е. Репина. Кирилло-Мефодиевская лестница сооруженная на средства Шабельских имела 511 ступеней и ответвления ко входам в пещеры меловой скалы.
На верхней площадке меловой скалы в 50-х гг. XIX в. была построена Андреевская часовня. Это своеобразная крытая беседка из нетесанного крупного песчаника, сложенного в массивные столбы. Столь оригинальный строительный прием известен издавна и получил название «дикая кладка». Идея сооружения часовни принадлежала А.Н. Муравьеву, побывавшему в Святых Горах в 1851 году. «Архимандрит показал мне на верху скалы часовню во имя ангела моего, Первозванного Апостола, с его иконою в углублении утеса, как это обещал мне устроить за семь лет перед сим. Пред иконою горела лампада, а на скале написано большое распятие с предстоящими, которое издалека видно с противоположного берега. «Вы видите, что мы сдержали данное вам слово,— сказал он, и место это слывет у нас Андреевскою часовнею». (Из письма А. Н. Муравьева в С.-Петербург, 27.05.1858 г.)
В последствии Андреевская часовня получила второе название — Верхний павильон паломников, поскольку многочисленные паломствующие обозревали отсюда бескрайние дали Святогорья.
Кирилло-Мефодиевская лестница и вид на Лысую гору с памятником Артему.
Далее на запад от монастыря тянется ряд куполообразных вершин поросшим густым лесом.
Наибольший интерес среди растительного мира Святогорья представляет меловая сосна, возвышающаяся над разнообразной флорой Святых гор. Это реликтовое дерево доледниковой эпохи внесено в Красную книгу. Кроме меловой сосны на склонах и в ущельях Святых гор растут липа, ясень, осина, клен, скумпия и конечно же дуб.
В глубокой котловине, в 1,5 км от монастыря, находится так называемое Святое место. В XIX в. здесь находился монашеский скит св. Арсения. Здесь, по сей день, сохранился подземный комплекс монашеских келий, вырубленных в меловой толще. Наземные скитские постройки были разрушены с закрытием монастыря и больше не восстанавливались.
Вход в меловые пещеры Арсеньевского скита. Свежие фотографии подземного комплекса будут представлены отдельным постом — Пещерный комплекс в Святом месте (Скит Св. Арсения).
Главный храм Святогорской лавры — Успенский собор. Успенский собор строился в 1859-1868 годах и после его освящения 4 сентября 1868 стал центральным элементом в архитектурном ансамбле Святогорской обители XIX в.
К концу 50-х годов XIX века главный храм монастыря — Успенский собор, построенный еще в 1708 г., с трудом выполнял свою функцию соборного храма знаменитого монастыря. Он был уже достаточно ветх и мал в объеме. Проект нового Успенского собора был выполнен петербургским архитектором А.М. Горностаевым. Строительство собора велось в течение девяти лет, с 1859 по 1868 год. Сооруженный в русско-византийском стиле, собор стал центральным элементом всего архитектурного ансамбля, восхищая современников своей монументальностью и величием. В интерьере храм разделен четырьмя мощными колоннами на три нефа. В алтарной части, образованной тремя апсидами устроены три престола. Главный — в честь Успения Пресвятыя Богородицы, правый — во имя великомученицы Варвары и мученицы Татьяны, левый — во имя свитителей Дмитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Очевидец строительства собора А. Ковалевский оставил подробную записку о сооружении храма: «Кладка фундамента началась с больших глыб местного дикого камня, который ломался в ущельях Святых Гор прямыми кубиками и опускался во рвы; Бог послал отцу Герману опытного и добросовестного подрядчика каменных работ, крестьянина Владимирской губернии Якова Сергеевича Еремина, который сам лично распоряжался всеми работами и тщательно наблюдал за добросовестным исполнением каменной кладки ... Собранный архимандритом Арсением для постройки собора капитал далеко не хватал для пополнения всех нужд этой капитальной и весьма ценной постройки, и несмотря на даровые строительные материалы: дерево, камень, кирпич и известь, которые частью получались из экономии Потемкиных, частью ломались и выделывались в собственных заводах обители, свыше 100 тыс. рублей потребовала эта постройка чистых денег».
Покровская церковь с колокольней и Успенский собор, XIX в.
Николаевская церковь на меловой скале.
Источники и литература:
1. Donpaleo. Сайт по палеонтологии и стратиграфии Донбасса
2. Геологические памятники Украины: Справочник-путеводитель / Коротенко Н.Е., Щирица А.С., Каневский А.Я. и др. — К.: Наукова думка, 1985. – 156 с.
3. Бойко И.А. Святогорск: краткий историко-краеведческий очерк. Издание второе, переработанное и дополненное. — Донецк: Донецкое книжное издательство, 1962. - 152 с.
4. Мотиенко, Яков Власович. По Северскому Донцу: путеводитель / Я. В. Мотиенко. — Донецк: Донбас, 1982. - 59 с.
5. Дедов В.Н. Славяногорск. Путеводитель.— Донецк : Донбасс, 1984. - 56 c.
6. Дедов В.Н., Дашевский А.Б. Славяногорский историко-архитектурный заповедник (Путеводитель). — Донецк: Донбасс, 1986. - 40 с.
7. Дедов В.Н. Виды Святогорской Успенской пустыни Харьковской губернии. Фотобуклет. Автор-составитель В. Н. Дедов. Репродукционная съёмка Б. М. Прохорова. — Славяногорск: Славяногорский государственный историко-архитектурный заповедник, 1993. - 56 с.
8. Дедов В.Н. Святые Горы: От забвения к возрождению — К.: РПО "Полиграфкнига", 1995. - 352 с.: ил.
9. Дедов В.Н. Святі Гори в історії Слобідської України. Довідкове видання виставки Державного історико-архітектурного заповідника у м. Святогірську. — Донецьк: ТОВ «РА «Ваш імідж», 2012 – 116 с.
10. Святі Гори: Каталог поштових листівок ХІХ – ХХ ст. Видання 2-ге, доповнене. — Донецьк: «Східний видавничий дім», 2013 - 116 с.
11. Дедов В.Н. Святогірський історико-архітектурний заповідник. Збереження, дослідження, реставрація культурної спадщини. 1980-2015. — Краматорськ: «Тираж-51», 2016.- 332 с.