Admin Control Panel 

  ЗаписиСторінкиНалаштуванняДизайнHTMLКоментаріAdSenseСтатистикаЕфективністьGoogle АналітикаВихід 

четвер, 12 січня 2017 р.

Артемовский Бабий Яр


11 января исполнилось ровно 75 лет со дня страшной трагедии, известной как Артемовский Бабий Яр. 11 января 1942 года, во время немецкой оккупации города Артемовск (Бахмут), в заброшенной выработке алебастровой шахты было расстреляно и заживо замуровано более трех тысяч людей.

В январе 1942 года более трех тысяч мирных жителей, в основном детей, женщин и стариков, собрали в подвале здания НКВД. Там без воды и пищи их продержали трое суток. Все это время не прекращались крики и плач детей. Потом их перегнали к алебастровому комбинату, где в одной из горных выработок произошла страшнейшая трагедия в истории Артемовска. После освобождения города был вскрыт вход и извлечены тела погибших. 15 октября состоялось опознание жертв и траурный митинг. Их похоронили на территории комбината. В 1960 году состоялось перезахоронение останков на городском кладбище.

В 1950-х годах в заброшенных выработках алебастрового комбината построен завод шампанских вин. В 1950 году распоряжением Совета Министров СССР штольни гипсовых выработок, находящиеся в северо-восточной части Артемовска на глубине 50-70 метров, были переданы Министерству пищевой промышленности для организации винохранилища. Постоянство температур в любое время года, повышенная влажность, а также большая территория стали хорошими условиями для хранения виноматериалов и брожения шампанизированного кюве. 
В 1999 году в выработках завода шампанских вин открыт мемориал "Стена плача".


Артемовский городской совет народных депутатов, завод «Шампанских вин» и Артемовский еврейский благотворительный фонд «Хесед Зикарон» стали инициаторами сооружения мемориала на месте камеры № 46, где были заживо замурованы люди. Автор мемориала В.Ф. Сотник. Мемориал открыт 12 января 1999 года.

Мемориал представляет собой скульптурное изображение женщины, символизирующей горе, страдание, скорбь. На груди у каждой колокол, который не дает памяти уснуть.
Стену, где вмонтирован мемориал назвали «Стеной Плача». Известно, что с этой стены постоянно сочится грунтовая вода, но говорят, это не вода, а слезы по безвинно погибшим.

"Стена плача" в выработках завода шампанских вин «АртВайнери»
Каждый год, 11 января, у «Стены плача» проходит митинг-реквием в память о погибших. Сотни горожан приходят почтить память погибших минутой молчания, зажечь свечи и прочесть поминальную молитву. 

По еврейской традиции к Стене несут не цветы, а небольшие камни.

Историей массовой гибели евреев много лет занимался Д.Л. Вигдергауз, результатом работы которого стало издание небольшой книги под названием "Артемовский Бабий Яр". Давид Львович Вигдергауз  — почетный гражданин города Артемовска, возглавляющий городской штаб «Поиск». Он участвовал в создании Артемовского краеведческого музея и комнаты еврейской культуры и быта. Принимал активное участие в создании "Книги Памяти", в которой увековечены воины-земляки, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны.

Сборник "Артемовский Бабий Яр" содержит наиболее полный материал о жертвах Холокоста в Артемовске. Использованы отечественные и зарубежные публикации, материалы Артемовского государственного историко-краеведческого музея, Донецкого областного и Артемовского городского архивов, статьи из газеты "Вперед" Ф.М. Блохиной и В.Е. Титова. В этой небольшой книжечке сделана попытка рассказать об этом с наибольшей полнотой, привлекая документы и воспоминания очевидцев. В книге также содержится частичный список погибших.

Вигдергауз Д.Л. Артемовский Бабий Яр. - Артемовск, 2000. - 56 с.
Скачать PDF

Страшный, жуткий артемовский Бабий Яр!
(из книги Д.Л. Вигдергауза "Артемовский Бабий Яр" -  Артемовск, 2000) 

31 октября 1941 года действующие части немецкой армии оккупировали город Артёмовск. Немецко-фашистские захватчики установили для населения рабский режим. Они повсеместно широко применяли возмутительное насилие, грабёж и истребление советских граждан.
5 сентября 1943 года Артёмовск был освобождён от немецких оккупантов.
22 месяца фашистской оккупации Артёмовска стали трагедией для оставшихся в городе жителей.

Город лежал в развалинах. Предприятия, электростанция, водопровод, школы, больницы были разбиты и разграблены.
Когда был освобождён город от оккупантов, была создана государственная комиссия по расследованию зверств фашистов в период оккупации.

Комиссией были вскрыты такие преступления, о которых не могли себе представить люди. Гитлеровцы совместно со своими подручными- полицаями уничтожали ни в чём не повинных людей. Исчезли учитель школы №3 Зинченко П.Д., рабочий Сорокин, директор МТС Гетьман и сотни других людей.

Фашистские изверги ежедневно по утрам выгоняли из домов местных жителей по 40-50 человек, заставляли их рыть могилы, расстреливали невинных. Расстреливаемых ставили на колени перед могилой и убивали, стреляя в затылок, затем подходили следующие, - сталкивали убитых в яму, а сами становились на их место. Так была расстреляна беременная женщина с тремя малышами.

В городе началась величайшая трагедия, величайшее преступление XX века - ХОЛОКОСТ.

Комендантом в городе был назначен ставленник зондеркоманды майор фон Цобель, который планомерно выполнял задания вермахта по уничтожению евреев. Цобель был не один. Он подобрал себе команду из предателей: назначил начальником полиции Бахмутского уезда Васильева; городским головою Главню (бывшего учителя немецкого языка городской школы) и других пособников из предателей. Цобель провел с ними совещание, где был разработан план полного уничтожения евреев. Назначили место, время, способ оповещения. Были поставлены задачу определены меры по захвату всего еврейского населения. В этом гнусном деле у фашистов были помощники — полицаи, которых подбирали из местных предателей, как правило, из хулиганов, преступников - уголовником, пьяниц.

19 ноября 1941 года Цобель издает приказ, в котором обязывает всех евреев зарегистрироваться в комендатуре, носить на правой руке повязку.
7 января 1942 года по городу расклеили объявление, опубликовали его в газете «Бахмутский вестник».

«ОБРАЩЕНИЕ К ЕВРЕЯМ БАХМУТА»

1. В целях изолированного размещения, все евреи г. Бахмута, мужского и женского полов, всех возрастов, должны в пятницу 9 января в 8 часов утра собраться в помещении бывшего железнодорожного НКВД в парке.
2. Каждому лицу разрешается иметь с собой багаж в 10 кг, а также запас продовольствия на 8 дней.
3. На вышеупомянутом месте сбора должны быть сданы ключи от квартир с указанием фамилии и адреса (улица, № дома) владельца квартиры. Вход в пустые еврейские квартиры или изъятие каких-либо предметов оттуда со стороны гражданского населения рассматривается как грабеж и карается смертью.
4. Противодействие данному постановлению, в особенности неточная явка или отсутствие на указанном месте сбора, наказывается строжайшим образом.
5. Евреи, состоящие где-либо на работе, должны уволиться.

Городской голова.
Бахмут 7.01.1942 г.

Шли к назначенному месту известные врачи, учителя, ремесленники и другие жители города. Много было стариков, женщин с малолетними и грудными детьми на руках. Некоторых стариков родственники везли на тележках, саночках. Детей было много, так как до войны еврейские семьи были, как правило, многодетными.

Идут по Харьковской улице невинные люди. Идёт к назначенному пункту сбора семья Самуила Каминского, состоящая из 9-ти человек. Самуил держит на руках 4 летнего сына Сашу, жена Лидия держит на руках мальчика Валерия, ему 1год 5 месяцев. Он держит в руках погремушку. Другие их дети держатся друг за друга возле родителей: Белла — б лет, Тамара — 8 лет, Юра — 10 лет, Лия — 12 лет. С ними сестра жены Самуила, русская женщина.
Идёт к месту назначения Галина Фрейгерова с 5-ю дочерьми. Одну мать держит на руках, остальные испуганно держатся друг за друга. На саночках внук Шнейдера везёт парализованную 80 летнюю бабушку. Идет к месту назначения бухгалтер банка Деева. Она еврейка, с ней ее муж, русский по национальности. Он хочет разделить участь своей жены.

В семье Щербины мать была еврейка, отец украинец, воевал на фронтах Великой Отечественной войны. У них была дочь Лина. Когда гнали обреченных, мать махнула рукой дочери Лине, чтобы она не подходила. Но Лина подошла и полицай схватил ее.
Люди города, видя это, ничего не понимая, замерли в ожидании. Знали ли обреченные, куда они идут, что их ожидает? Большинство верили, что их будут переселять в другое место. Думали, все-таки немцы цивилизованный народ.

В сборном пункте началось непонятное..., вернее уже понятное. Все вещи у людей забирали, непокорных избивали дубинками. Загнали свыше 3-х тысяч человек в подвалы бывшего железнодорожного НКВД. Три дня 9, 10 и 11 января 1942 года людям не давали ни воды, ни пищи. Крики и стоны людей были слышны далеко в городе. Дети кричали: — "пить, пить!” Многие жители города, дети, пытались приблизиться, бросали в окна комья снега, куски хлеба. Полицаи их не пускали, отгоняли.

В ночь с 10 на 11 января 1942 года палачи начали выполнять свой зловещий план — казнь обреченных. Ночь наполнилась плачем и криками. Часть людей из подвалов вывезли в газовых душегубках в песчаные карьеры. Остальных узников подвалов на рассвете 11 января погрузили в грузовые машины и вывезли к месту казни - в алебастровые разработки. Люди были измождены. Многих стариков заносили на руках в машины. Обреченные люди кричали, плакали, их палками загоняли в машины. Привезли людей к входу в шахту. Обессиленные, истощенные они еле шли, некоторых несли на руках. Молодые люди седели на глазах. Людей гнали к зловещей камере № 46 — месту казни. К этому месту ведут подземные коридоры. И страшно подумать, что вот так когда-то шли обреченные. Они знали, что их ждет впереди, поэтому путь в подземелье им казался коротким. Да даже если бы им пришлось идти через все коридоры артемовских катакомб и через все пещеры и лабиринты мира, все равно, путь им казался бы слишком коротким; Они догадывались, что их ждет в конце пути. Свыше 3-х тысяч человек были загнаны в шахту и живьем замурованы. Долго оттуда слышались стоны, плач.

Многие жители города, подвергаясь смертельной опасности, все же укрывали у себя некоторых евреев. Семья Д.В. Плыгуновой спасла от смерти еврейскую девочку Муру, родители которой были казнены фашистами. Софья Скибина и Ксения Чистякова скрывали у себя еврейского мальчика Толю Вайнштейна. Семья Георгия Гетмана, директора МТС, спасла от смерти еврейку Тесменицкую, скрывая ее от фашистов. Тесменицкая долго работала после войны врачом в городе. Врач Ионов (русский по национальности) спасал многих евреев города, отдавая им паспорта умерших русских жителей города.

Вызовом фашистам была деятельность гордой, величественной женщины, врача-хирурга Сарры Михайловны Шапиро. Она открыто лечила раненых советских воинов. В 1943 году фашисты ее расстреляли.

Штольня алебастрового завода. Немецкое фото времен оккупации. Источник ebay.de
Алебастровый завод. Немецкое фото времен оккупации. Источник ebay.de
Когда Артемовск был освобожден от оккупантов, к членам государственной комиссии подходили жители города и спрашивали, куда делись несколько тысяч евреев, жителей Артемовска?

Они видели, как машины, груженые людьми, уезжали в сторону карьеров.
Государственная комиссия, активисты города, вооруженные факелами, ведрами с мазутом, отправились на поиски. Обследуя шахты алебастрового комбината, пройдя с факелами около километра под землей, они обнаружили заделанный кирпичом шурф шахты № 46.

Когда пробили стену, осветили факелами, то увидели жуткое зрелище: огромный, около 1000 м2 подземный туннель, наполненный трупами. Осталась свободной только узкая дорожка, дальше пройти было невозможно — всюду трупы и трупы. Трупов было тысячи, они мумифицировались. Трупы сидят, полулежат, стоят на коленях, застыли в той позе, в которой застигла их смерть. Вот стоят, обнявшись, муж и жена, Шая и Бася Вахсман с детьми — дочерью Марией и сыном Мишей. Даже смерть не разлучила их. Вот женщина, лет 30-ти, сидит на каком-то узле. Здесь же мать обхватила обеими руками маленькую девочку; другая мать крепко прижала костлявыми руками грудного ребенка. Двое малышей, лет 5-6, одетые в теплые пальтишки, стоят на коленях, уткнувшись головками в дедушкины ноги. Кругом бесформенные груды тел, пустые глазницы.

Необходимо было, чтобы местные жители смогли опознать среди трупов своих родных, знакомых. Трупы надо было вынести из шахты. Разоблаченные пособники фашистов — полицаи, выносили из шахты трупы. Жители города многие трупы опознали.
Опознали: Жалковскую Фаню Моисеевну, которая была замурована в карьере с грудным ребенком на руках; Анпова Ф.Б., который до войны работал в железнодорожной типографии; Апштейна Соломона, который погиб в обнимку с дочерью Паночкой; Панной; Лисицина, который до войны работал заведующим типографией газеты «Железнодорожник Донбасса».
Всего было опознано 408 человек.

Городскому штабу «Поиск» удалось установить более 1,5 тысяч имен погибших. Все они занесены в городскую «Книгу Скорби».

Жители Артемовска пытаются опознать останки своих родных и близких
В материалах Нюрнбергского процесса говорится о том, что Чрезвычайная Государственная комиссия установила, что по приказу немецкого коменданта города Артемовска майора фон Цобеля, было расстреляно и замуровано более 3-х тысяч советских граждан - женщин, детей и стариков.

Комиссия установила:
«В двух километрах к востоку от города Артемовска в туннеле карьера алебастрового завода на расстоянии 400 метров от входа имеется небольшое отверстие, замурованное кирпичом. После вскрытия этого отверстия обнаружено продолжение туннеля, заканчивающееся овальной пещерой. Вся пещера заполнена трупами людей, лишь небольшое пространство у входа и узкая полоса в центре свободны от трупов. Все трупы тесно прижаты один к другому и обращены спинами к входному отверстию пещеры.
Трупы настолько близко соприкасаются, что на первый взгляд представляют собой сплошную массу тел.»

(Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками — сборник материалов, том IV, стр. 64, 1959 год).

Братская могила жертв фашизма, советских воинов и военнопленных на Мариупольском кладбище