Вебер В.В. Проблема нефтеносности Донецкого бассейна — Ленинград-Москва: Государственное научно-техническое издательство нефтяной и горно-топливной литературы, 1945. – 87 с.
Первоначально, лишь в целях расширения площади угленосных отложений Донецкого бассейна, была выдвинута проблема так называемого Большого Донбасса, преследовавшая задачу вскрыть под более молодыми неугленосными отложениями те же угольные пласты, что и в обнаженной части Донбасса. По мере ее разрешения, эта проблема постепенно приобретала комплексный характер, поскольку одновременно с поисками угольных пластов, как с основным направлением проблемы, открывались возможности отыскания других полезных ископаемых и, в частности, нефти.
Указания на возможную нефтеносность недр Большого Донбасса получили более конкретное обоснование после открытия нефти в роменских скважинах, т. е. в области северо-западного окончания Большого Донбасса. Еще раньше были известны прямые признаки нефтеносности в области его юго-восточного окончания — в Калмыцко-Сальских степях, хотя и приуроченные там к более юным стратиграфическим горизонтам. В свете этих, сначала еще отрывочных сведений, не случайными являлись те косвенные признаки нефтеносности, которые были обнаружены в последние годы вдоль северной окраины Донецкого бассейна. Не приходится отрицать возможность нахождения нефти в Большом Донбассе и по теоретическим соображениям, если принять во внимание обычное распределение нефтяных месторождений в аналогичных условиях на погружениях или периферии крупных складчатых систем.
В геологическом отношении проблема поисков нефти в Большом Донбассе включает разрешение вопросов нефтеносности трех самостоятельных областей: зоны северо-западного окончания, зоны северной окраины и зоны юго-восточного окончания. Заранее можно быть уверенным, что условия залегания в них нефти будут различными, поскольку первая из них характеризуется специфическими формами соляной тектоники, вторая — складчатыми структурами краевой зоны геосинклинали, а Калмыцко-Сальские степи — значительно более высоким стратиграфическим положением возможных нефтеносных толщ.
Указанные три области Большого Донбасса находятся в различных условиях и с точки зрения изучения вопросов их нефтеносности. И в Калмыцко-Сальских степях и, тем более, в Роменском районе уже производились специальные исследования этих вопросов с постановкой последних в Ромнах на практическую почву. Иначе обстоит дело в зоне северной окраины, где до последнего времени проблемой нефти еще не занимались, в лучшем случае затрагивая ее лишь попутно с разрешением вопросов угленосности.
Из сказанного следует, что и по геологическим соображениям и по различной степени изученности, на фоне общей проблемы нефтеносности Большого Донбасса вырисовываются три самостоятельные частные проблемы, каждая из которых связана с разрешением вопросов нефтеносности самостоятельного территориального объекта.
В предлагаемой работе будут рассматриваться вопросы нефтеносности зоны северной окраины Донбасса как наименее затронутые предыдущими исследованиями. Чтобы обосновать эту проблему и наметить пути для ее разрешения, естественно, следует сначала подвести итоги тому обширному и разрозненному материалу по вопросам нефтеносности, который имеется на настоящий день. Подобную задачу и преследует настоящая работа. При ее составлении были использованы как литературные данные, так и первичные материалы, собранные автором на месте и дополненные личным его ознакомлением с некоторыми типичными разрезами обнаженного Донбасса.
Любую проблему нефтеносности новой области приходится рассматривать на фоне изучения палеогеографических условий прошлого, определяющих возможность существования факторов, благоприятных для нефтеобразования. Не меньшее значение в разрешении подобной проблемы должно принадлежать выяснению условий происхождения тектонической структуры района, тесно связанных с обстановкой формирования нефтяных залежей. Основное же внимание следует обратить на анализ имеющихся признаков нефтеносности, как единственных данных для конкретного обоснования проблемы.
В настоящей работе нет возможности полностью осветить указанные вопросы. Автор будет считать свою задачу выполненной, если он наметит для них лишь основные моменты и укажет то направление дальнейших исследований, которое представляется ему наиболее правильным для разрешения этих вопросов.
Не останавливаясь на определении хорошо известных границ обнаженной части Донецкого бассейна, следует более точно пояснить значение, которое вкладывается в понятие зоны его северной окраины, как основного объекта, рассматривающегося в настоящей работе. Естественной границей этой зоны на юге служит контур обнаженного Донбасса, на севере же названная зона постепенно переходит в область недислоцированных отложений карбона фаций Воронежской области (Здесь и в дальнейшем, говоря о «Воронежской области» (в понимании географическом), автор включает в это понятие и крайнюю северо-восточную часть Ворошиловградской области, по современному административному делению). Совершенно условно граница между ними проводится Е.О. Погребицким через город Старобельск на ст. Миллерово. В указанных пределах и будет в дальнейшем пониматься зона северной окраины Донецкого бассейна.
Если для суждения о строении обнаженного Донбасса можно исходить из данных непосредственных наблюдений, лишь уточняемых горными работами, то для зоны северной окраины, как целиком перекрытой более молодыми, мезозойскими и третичными отложениями, приходится в этом отношении пользоваться исключительно данными буровых скважин, кстати сказать, пока еще малочисленных и неглубоких. Одновременно для зоны северной окраины особую ценность приобретают результаты произведенных здесь геофизических работ, позволяющие делать заключения о структуре глубинных слоев.