Априорная информация о шахтах села Золотой Колодезь ограничена, основана преимущественно на воспоминаниях старожилов, а поэтому – местами противоречива, и не подтверждается документально. Шахты разрабатывали угольные пласты свиты С32.
Большинство шахт в районе Золотого Колодезя были сосредоточены в балке Нероблене, северо-западнее села. Этот район местные до сих пор называют «шахты» (с ударением на последний слог). Остатки отвалов породы некоторых шахт на западном косогоре балки, не смотря на выветривание и многолетнее действие атмосферных осадков, сохранились до сих пор, и в отдельных случаях ещё можно найти места устьев стволов. Кустарные шахты здесь работали достаточно долго – вплоть до 50-х годов ХХ века, и жители села до сих пор вспоминают эти «копанки». Причём, в последние годы это был настоящий «местпром»: свои шахты имели школа, больница; были и такие «копальни», где местные жители добывали уголь для собственных нужд. В 70-х годах терриконы шахт Поповой балки (южная часть села, Новый Свет) разровняли трактором, а в балке Нероблене они «исчезли» без посторонней помощи, хотя лет 50 назад местная детвора ещё съезжала с них на санках…
Заведующий Домом культуры села Золотой Колодезь В.А.Борисюк пишет: «Возле отвалов было болотце на месте входа в шахту, там валялись доски, какие-то железяки, следы деятельности шахт. По рассказам тех, кто работал на шахтах, это было «конкретное» производство. Долбили уголь кайлом и таскали на четвереньках на саночках к выходу, а там лошадь крутила лебёдку что поднимала уголь на поверхность. Деньги, кто работали на шахте, держали дома в сундуках, и никто их не пересчитывал. Местные пацаны брали их тайком, чтобы не видели родители, и носили пачки этих денег за пазухой (купюры были величиной почти с ученическую тетрадь), хвастались своим состоянием, покупали «цигареты» и тайком курили в кустах. У моего деда пачки купюр валялись на чердаке в 60-е годы, конечно уже никому не нужные... А заработала их его дочка, она таскала саночки с углём под землёй».
Имели место также попытки наладить в Золотом Колодезе и промышленную добычу угля. Основатель музея истории села Золотой Колодезь, учитель истории С.С.Мельников пишет: «В 1911 году одна французская компания договорилась с помещиком Ковалевским об открытии на его земле шахты. Сначала такую шахту начали копать в Поповой балке. Пробили шурф на несколько десятков метров, но грунтовые воды не дали возможности продолжать работу. Сколько не качали воду мощными насосами, уровень воды не уменьшался. Пришлось работу приостановить. Тогда начали работу в восточной части села, возле современной пасеки. Но грунтовые воды к поверхности земли находились ещё ближе. Пришлось французам и здесь работу прекратить. Последнюю попытку вскрыть уголь французы осуществили выше старой школы. Но и здесь их ожидала неудача. Хоть им и удалось углубиться дальше, но серьёзной преградой стали мощные грунтовые воды. К тому же, пласт угля, которого они достигли, был маломощный. Так французской компании не удалось открыть шахту на территории нашего села».
Следует отметить, что ни одного документального подтверждения работы в районе Золотого Колодезя французских угольных компаний в начале ХХ века до сих пор не обнаружено. Не упоминается о «происках» французских капиталистов в отчёте начальника горного управления южной России С.Н.Сучкова за 1911-1915 годы, - ни одной разведочной, и уж тем более – рабочей шахты! «Молчит» о таком значительном мероприятии и Л.И. Лутугин, под общим руководством которого в 1911-1916 годах осуществлялись разведки угля в Западном Донбассе. Хотя, угленосность территории в окрестностях села Золотой Колодезь и южнее последнего он всё же отмечает.
История, которую рассказывает Сергей Спиридонович, - очень похожую на записанную со слов старожилов, - вполне могла произойти намного раньше, в 70-х годах XIX века. В 1872 году А.А. Носов (младший) опубликовал сведения о шахтах в районе Золотого Колодезя. «Угольный рудник Золотой Колодезь на земле г[оспожи?] Пьянкович в урочище Золотой Колодезь, арендуемый господином Леруж и компанией. Число рабочих угольных пластов – 1, толщина пластов – 1 ¼ аршина. Число рабочих шахт – 1. Производились разведочные работы шахтой». «[Копь] Золотой Колодезь на земле господина Пьянковича, арендуемый французской компанией Ле-Руж, Бонэ и др., около селения Золотой Колодезь. Пластов 2, в 2 фута и в 1 фут 6 дюймов толщиною. Шахт 3, из них 1 не работает. В течение 1874 года ограничилась лишь разведочными работами». Согласно статистике «Горного журнала», по 1880 год в Западном Донбассе числится Золото-Колодезная копь. Для последней шахты продуктивным оказался лишь 1873 год, когда здесь выдали на-гора 69 тыс. пудов, - в остальные периоды копь числилась не действующей. В 1877 году шахтой завладело Новороссийское общество каменноугольного и железоделательного производств.
В сентябре 1883 года газета «Екатеринославский губернский листок» сообщала о разработке открытых в 70-х годах угольных пластов в районе сёл Доброполье и Золотой Колодезь. В результате системных разведок угольных месторождений под руководством А.В. Гурова, Ф.Н. Чернышева, Л.И. Лутугина в 80-90-х годах XIX века, было доказано, что в Золотом Колодезе, и в Западном Донбассе в целом, разрабатываются пласты Старого Донбасса, вскрытые в районах Лисичанска, Юзовки, Макеевки и т.д. В районе Золотого Колодеза разрабатывались пласты свиты, вскрытой крестьянскими копями на землях крестьян села Новоэкономическое. А.В. Гуров указывал: «среди самого селения» Золотой Колодезь, в долине речки Грузская, был вскрыт пласт мощностью 13 вершков (т.е. около 58 см). Возможно, речь идёт о пласте n14 (синонимика А.А. Гапеева), разрабатываемом в начале ХХ века на Григорьевском руднике генерала В.С. Токайшвили (административная граница Красноармейского и Добропольского районов).
В 1912-1916 годах разрабатывается ряд альтернативных проектов железных дорог Западного Донбасса, на которых предусматривается узловой раздельный пункт Золотой Колодезь для обслуживания месторождений угля в районе села и близлежащих окрестностях. Первым был проект линии Краматосркая – Рутченково с соединительной ветвью на Волноваху, разработанный в правлении акционерного общества Северо-Донецкой железной дороги: «Линия Гришино – Дружковка – Краматорская в пределах от станции Гришино до станции Золотой Колодезь идёт в пределах угленосных отложений… На реке Бык в окрестностях Завидово, уже давно разведаны пласты [каменного угля]… Намеченная подъездная магистраль, идущая к западу от станции Золотой Колодезь, обслужит этот район».
«Как известно, Комиссия по новым железным дорогам высказалась за предоставление концессии на постройку линий Лозовая – Гришино – Рутченково и Гришино – Краматорская обществу Северо-Донецкой железной дороги, в настоящее же время Министерством путей сообщения внесено в Совет Министров предложение о постройке части указанных линий за счёт казны, а именно: участка Гришино – Рутченково и от Гришино к северу до села Золотой Колодезь. Продолжение этой ветви к северу до Краматорской и постройку линии Гришино – Лозовая предполагается отложить».
«Начальник службы пути Управления Екатерининской железной дороги К.Л. Книппер сообщил о произведенных Управлением дороги изысканиях проектируемой линии Рутченково – Гришино и подъездных ветвей Гришино – Золотой Колодезь и Гришино – Криворожье… Относительно северной части Гришинского месторождения, Совещание признало необходимым, чтобы в первую очередь были обслужены угольные земли, расположенные на водоразделе рек Бык – Водяная и Бык – Гнилуша, и поэтому ветвь, которую предполагается здесь построить, должна быть трассирована по водоразделу рек Казённого Торца и Быка, затем не доходя до Золотого Колодца, а лишь задевая его угольное месторождение, так чтобы дать возможность осуществиться будущей его эксплуатации, повернуть двумя разветвлениями на запад: одним по водоразделу Бык – Водяная в направлении Криворожья и другим по водоразделу рек Бык и Гнилуша до месторождения Новое Штепино».
«Что же касается северной ветви, начинающейся от разъезда Мерцалово и направляющейся к селению Золотой Колодезь или по водоразделу рек Быка и Гнилуши… в виду недостаточной исследованности залегания углей в районе селения Золотой Колодезь, а также в виду того, что выбор направления этой ветви связан с вопросом о направлении будущей магистрали от станции Гришино на Лозовую, предложено проект и расчётную ведомость стоимости сооружения этой ветви составить только по выяснении наивыгоднейшего направления выхода от станции Гришино на станцию Лозовая…
В виду того, что постройка ветви от разъезда Мерцалово до селения Золотой Колодезь или по водоразделу рек Быка и Гнилуши откладывается до выяснения наивыгоднейшего направления магистральной линии от станции Гришино до станции Лозовой, или, правильнее сказать, откладывается на неопределённое время… - Совет Съезда горнопромышленников юга России возбуждает в настоящее время соответствующее ходатайство перед господами Министрами торговли и промышленности, путей сообщения и финансов о постройке означенных ветвей в возможно ближайшее время».
В 1916 году правлением акционерного общества Токмакской железной дороги был составлен проект линии Цареконстантиновка (Камыш-Заря) – Краматорская через района Гришино. На 18-й версте участка Гришино – Краматорская предусматривалась узловая станция Золотой Колодезь, к которой предполагалось примыкание пути в направлении Лозовой. Станция предполагалась в версте севернее разъезда Мерцалово недавно открытой для движения ветви Гришино – Доброполье Екатерининской железной дороги.
«Правление Общества Токмакской железной дороги намечает ответвление от Гришино к Лозовой, примыкающее на юге к участку Гришино – Краматорская по станции Золотой Колодезь на 158-й версте от Цареконстантиновки и на севере к разъезду № 14 Малиновка участка Лозовая – Славянск Южных дорог, длиной 61 верста. Цель этого нового звена – разгрузить углевозные участки Донецкого бассейна».
В феврале 1917 года в Комиссии по новым железным дорогам утвердили вариант трассировки железной дороги Гришино – Краматорская в обход села Золотой Колодезь. Ветка к угольному месторождению в районе села Золотой Колодезь от станции Мерцалово оставалась в проекте. Однако до ноября 1918 года строительство железной дороги Гришино – Краматорская так и не началось.
Когда в 50-х годах ХХ века рассматривали проект железной дороги от станции Красноармейское к месторождениям угля т.н. «Самарского комплекса», отдали предпочтение трассировке магистрали в направлении Лозовой, с учётом географического положения перспективных залежей каменного угля. Однако к этому моменту месторождение угля в районе Золотого Колодезя уже не эксплуатировалось, и никаких рельсовых и грунтовых подъездных путей от села к ближайшей станции Разъезд № 4 «Кутузово» (с 1963 года – Облачный) не предусматривалось.
Остатки породных отвалов в балке Нероблене, с. Золотой Колодезь
Автор Павел Белицкий