Admin Control Panel 

  ЗаписиСторінкиНалаштуванняДизайнHTMLКоментаріAdSenseСтатистикаЕфективністьGoogle АналітикаВихід 

понеділок, 30 листопада 2015 р.

Крестьянское шахтерство. Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края (1905)

Бабенко В.А. Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края: Издание Губернского земства к ХІІІ Археологическому съезду (С 75-ю фототипиями, рисунками и чертежами в тексте) - Екатеринослав : Типография губернского земства, 1905. - 142 с. : ил.


  Крестьянское шахтерство. Кромѣ горно-заводской промышленности въ Екатеринославской губерніи существуетъ так называемое крестьянское шахтерство. Во многихъ мѣстахъ Славяносербского и Бахмутского уѣздовъ, гдѣ имѣются богатые залежи каменнаго «земляного» угля, крестьяне на своихъ усадьбахъ и поляхъ роютъ свои крестьянскія шахты, состоящія изъ неширокаго колодца и незначительныхъ подземныхъ ходовъ.

  Надъ шахтами устраивается простѣйшій ручной или конный воротъ для вытаскиванія изъ глубины угля. Шахтеры раздѣляются по роду работы на «забойщика» и «саночника». Забойщикъ ломаетъ уголь стальнымъ, съ двумя острыми концами молоткомъ, «кайлами» или «обушкомъ» съ «зубкомъ». Запасные «зубки» хранятся у шахтера въ отдѣльной кожаной сумкѣ.

  Саночникъ возитъ въ ящикѣ на полозьяхъ «шахтерскія санки» уголь къ выходу, причемъ надѣваетъ на себя «шлейку», отъ которой между ногъ прикрѣпляется къ санкамъ веревка, и на четверенькахъ тащитъ уголь къ выходу.


  Шахтеры на работу одѣваются въ спеціальные полотняные костюмы — «шахтерскіе штаны», сорочку, поясъ; ноги оборачиваетъ портянками и надѣваетъ «чуни» (черевики). Добытый уголь отправляютъ на ближайшіе заводы, а иногда этимъ же углемъ отапливаютъ и свои жилища.

  О высшей горно-заводской промышленности мы не станемъ распространяться, укажемъ лишь на тотъ фактъ, что въ тѣхъ же мѣстностяхъ Екатеринославской губерніи просто поражаетъ всякаго новаго человѣка изобиліе сложныхъ шахтъ, плавильныхъ заводовъ и проч. Проѣзжая въ этихъ краяхъ, можно наблюдать всюду на горизонтѣ массу торчащихъ и дымящихся заводскихъ трубъ, шахтерныхъ вышекъ, а ночью по всёмъ направленіямъ виднѣются зарева отъ доменныхъ печей, плавящихъ руду. Фабрично-заводскія мѣстечки уже не походятъ на обыкновенныя села и деревни, а скорѣе напоминаютъ какіе-то американскіе города съ пригородными поселеніями, построенными по опредѣленному плану, съ однообразными домиками для рабочихъ. Всюду движутся по рельсамъ и на цѣпяхъ вагонетки, сіяетъ электрическое освѣщеніе, раздаются заводскіе свистки, шумъ, крикъ и гамъ. Культура здѣсь сдѣлала свое дѣло полностью, только дымъ, копоть, вонь гари, мусоръ — совсѣмъ не культурныя вещи. Народъ, обитающій въ такихъ мѣстечкахъ, совершенно утратилъ свой національный бытъ, изученіе котораго въ настоящемъ его видѣ въ этнографическомъ отношеніи представляетъ мало интереснаго.