Admin Control Panel 

  ЗаписиСторінкиНалаштуванняДизайнHTMLКоментаріAdSenseСтатистикаЕфективністьGoogle АналітикаВихід 

MyMenu

Drop Down MenusCSS Drop Down MenuPure CSS Dropdown Menu

понеділок, 5 січня 2015 р.

Владимир Мухин "Поднадзорный Черницын"

Становление горноспасательного дела в Донбассе. Взрыв на шахте «Итальянка». Авария на Корсуньской копи № 1.


Документальная повесть Владимира Мухина посвящена жизни и деятельности одного из деятелей дореволюционного промышленного Донбасса - Николая Николаевича Черницына, основоположника горноспасательной службы Донецкого бассейна. В повести описывается становление горноспасательного дела, организация первой спасательной станции в Макеевке, печально известный взрыв на шахте "Итальянка" 1912 года. Третья часть повести "Горловская трагедия" посвящена аварии на Корсуньской копи № 1, случившейся 27 февраля (12 марта) 1917 года, и повлекшей за собой гибель 28 шахтеров и пяти горноспасателей, в том числе и самого Черницына.

Скачать - Мухин В.Е. Поднадзорный Черницын

Черницын Николай Николаевич родился 20 ноября (2 декабря) 1883 года в с. Тойкино, Сарапульского уезда, Вятской губернии (ныне Пермской области) в семье волостного писаря. Закончив реальное училище, поступил в Санкт-Петербургский государственный горный институт. Состоял в партии эсеров, занимался революционной деятельностью. В 1908 году арестован и приговорен к трем годам ссылки в Тобольской губернии. Сбежав из ссылки, сумел продолжить обучение в горном институте.

По окончании института (1910) работал инженером по вентиляции на Макарьевском руднике, в сентябре 1911 года назначен помощником начальника Центральной Макеевской горноспасательной станции, где организовал и провёл впервые в России работы по изучению рудничного газа, угольной пыли и причин их воспламеняемости.

Горноспасательная станция. Макеевка. Начало XX века
Занятия горноспасателей в дымном штреке Макеевской станции, 1913г.
1 марта 1912 года произошла ужасная катастрофа — взрыв газа и угольной пыли на шахте «Итальянка» в Макеевке, унесший жизни 56 горняков. В момент взрыва на пласте «Алмазный» работали 100 чел. К 11-00 2 марта 1912 года на поверхность были подняты 48 тел. Последнего погибшего извлекли только 8 марта 1912 года. Многие погибшие были похоронены за счет средств общества «Унион» на приходском кладбище, которое располагалось на территории современного парка «Пионерский» (все следы захоронений исчезли после Великой Отечественной войны). Всего в результате аварии погибло 52 человека, 4 скончались в больнице от ожогов, травм и отравления угарным газом. В ликвидации последствий аварии участвовали горноспасатели Макеевской спасательной станции под руководством Д. Г. Левицкого и Н. Н. Черницына.

Открытое письмо "Русско-Донецкое общество. Шахта Итальянка." Макеевка. Донецкий бассейн. Начало XX века
 Иллюстрированный художественно-литературный и юмористический журнал с карикатурами «Искры». № 12, Воскресенье, 18 марта 1912 г. Катастрофа в Макеевке. с. 92–93 (разворот)
После катастрофы Черницын провел обширные исследования условий пылеобразования и отложений каменноугольной пыли в горных выработках шахты «Италия», а также изучены условия ее взрываемости. Сотни, тысячи опытов, бессонные ночи, радость открытий, горечь разочарований — все, что называется научным подвигом, уложилось в конце концов в несколько строк: «Наименьшую опасность будет представлять из себя пыль, когда ее количество в кубическом метре воздуха не превышает ста двенадцати граммов, когда зерна пыли от одного до двух миллиметров в диаметре, когда количество летучих веществ не более восемнадцати процентов и когда негорючие элементы пыли составляют, по крайней мере, сорок процентов, а заключенная в пыли влага равна ей по весу».
Двадцать второй номер журнала «Горнозаводское дело», вышедший 8 июня 1912 года, опубликовал его статью: «Условия взрываемости каменноугольной пыли», в четвертом томе «Горного журнала» за тот же год появилась вторая статья — «Каменноугольная пыль».
После опубликования результатов исследования свойств угольной пыли и разработки рекомендаций, предупреждающих ее взрывы, Черницын приступил к определению пылеопасности каждого из разрабатываемых в Донбассе пластов, начав эту работу с «Итальянки». Одновременно Николай Николаевич занимался изучением рудничного газа и условий его выделения. Впервые в мире применил вакуум при дегазации каменных углей, установил факт поглощения кислорода и азота воздуха метаноносными угольными пластами.

Научные работы :
Каменноугольная пыль (Горный журнал № 10-11 1912 г.)
Спасательное дело на рудниках (Горный журнал № 5 май 1914 г.)
Современное состояние изучения вопроса о взрываемости каменноугольной пыли (Горный журнал № 07-08 1914 г.)
Рудничный газ и условия его выделения (Горный журнал № 11-12 1914 г.)
Возможная гипотеза о процессе выделения рудничного газа  (Горный журнал № 5-6 1915 г.)
Рудничный газ. Условия его выделения, его свойства и меры борьбы, П., 1917.


С 1916 года Черницын становится начальником Центральной Макеевской горноспасательной станции.

Открытое письмо "Донецкій Бассейнъ. Спасательная Артель."
Открытое письмо "Донецкій Бассейнъ. Спасательная Артель". Издание В.Ф. Новикова
Спасательная команда. Донецкий бассейн. Дыхательные аппараты германской фирмы "Dräger"
Николай Николаевич Черницын погиб 1 (14) марта 1917 года вместе со своим помощником Л. А. Холостовым и инструктором И. Д. Петренко во время спасательных работ после взрыва метана в горловской шахте № 1 (впоследствии шахта «Кочегарка»).

Копер шахты "Корсунская копь №1" Источник Центр міської історії Центрально-Східної Європи
Авария на Корсуньской копи № 1 — серия взрывов метана и угольной пыли на Корсунской копи № 1 (в дальнейшем — шахта «Кочегарка») в Горловке 27 февраля (12 марта) 1917 года, в результате которой погибли 28 горняков. В ходе спасательной операции также погибли 5 горноспасателей, включая заведующего Макеевской спасательной станцией Н. Н. Черницына

27 февраля всю смену не работал большой электрический вентилятор, шахта проветривалась запасным паровым вентилятором, который не мог обеспечить ее воздухом. В 14:15 в молотковой лаве пл. Толстый гор. 270 саженей (533м) произошел взрыв. Источником взрыва, предположительно, стало пламя шахтерской лампы с разбитым стеклом. После первого взрыва взрывная волна шла по выработкам, оставляя после себя разрежение, что вызвало обратную волну. Слоевые скопления метана и угольная пыль устремились к очагу пожара, произошел новый взрыв. Таким образом за 4 часа произошло 8 взрывов.

После первого выстрела погибли все забойщики в уступах. В шахту опустились заведующий, его помощник и старший десятник и попали под второй выстрел. Им на помощь поспешили главный инженер, старший штейгер и несколько десятников, они попали под 3 и 4 выстрелы. Всего от 8 взрывов погибли 24 человека, 4 умерли в больнице, 9 были травмированы. После чего были вызваны спасательные команды с окружающих рудников и Макеевской спасательной станции.

Содержание окиси углерода в шахте говорило о том, что выживших не могло остаться, следовало изолировать аварийную зону перемычками. Но заведующий Макеевской станцией Черницын предположил, что несколько человек могли укрыться в тупиковой выработке. Были сформированы команды из спасателей Макеевской станции, Нелеповского, Прохоровского и Софиевского рудников. 1 (14) марта они спустились в шахту. Спасателям не удалось осуществить план Черницына и предварительно проветрить выработки. При движении в загазированной атмосфере заведующий спасательной командой Прохоровского рудника К. Е. Левкоев почувствовал себя плохо, повернул назад, оступился, выронил изо рта мундштук респиратора, вдохнул ядовитые газы и погиб. Его смерть деморализовала прохоровских и нелеповских спасателей, они почти не принимали участия в дальнейших действиях. Во время обследования выработок примерно таким же образом погибли инструктор И. Д. Петренко и помощник Черницына Л. А. Холостов. Обессилевшая и отравленная команда Макеевской станции снова отправилась в загазованные выработки, чтобы вытащить их тела. Во время этой операции отравились и погибли Н. Н. Черницын и рабочий шахты И. М. Прудников.

Через несколько дней макеевские спасатели вынесли тело Черницына. Тела Петренко, Холостова и 18 шахтеров остались в шахте. Маркшейдеры вывели на поверхности точку того места, где погиб Черницын и со временем (в 1922 году) там построили горноспасательную станцию его имени (ул. Интернациональная). Ныне здесь располагаются мастерские и канато-испытательная станция. А горноспасательная часть в 70-х годах переехала в новый комплекс на проспект Ленина.

Комплекс зданий 1-го военизированного горноспасательного отряда по проспекту Ленина г. Горловка.
Официальный сайт Первый военизированный горноспасательный отряд (Горловка)

В Макеевке, во дворе МакНИИ созданного на базе первой Макеевской горноспасательной станции, установлен памятник первым горноспасателям Донбасса, погибшим при ликвидации аварий. Последние 10 фамилий — администрация шахты, штейгеры, десятники и горноспасатели, погибшие в аварии на Корсунськой копи № 1.

Фото памятника с сайта геокэшинг проекта «Шукач».  http://www.shukach.com/ru/node/8159
http://miningwiki.ru/wiki/Мухин_Владимир_Евграфович
http://miningwiki.ru/wiki/Черницын_Николай_Николаевич
http://miningwiki.ru/wiki/Взрыв_на_шахте_«Итальянка»_1_марта_1912_года
http://miningwiki.ru/wiki/Авария_на_Корсуньской_копи_№_1
http://miningwiki.ru/wiki/1ВГСО